Казах.ру
поиск по сайту и Казнету
rus / eng / kaz
Форумы
На русском языке
Қазақша сөйлесу
Последние темы всех форумов:

Стану донором ооцитов...
Жігіт керек ...
Танысу бурышы ...
Етеккір уақытында келу үшін не істеу керек? ...
суррогатное материнство...
Екінші әйел ...
Услуги гид-переводчика в Алмате и Астане...
Работа в Корее...
ищу донора яйцеклетки...
Alma...










Общение

Реклама: Новый телеграм-канал для деловых людей > Траблшутинг
Общение: Список форумов
Форум: Казахи
тема: Алпамыс -казак или узбек


автор темы сообщение
Неля Нигматулина -тюрколог: Татарстан
26-01-10 02:49
Узбеки считают алпамыша своим- родившегося в Уз -Сурхандарьинская обл.Бойсунском районе в местечке Баба-тог ! ( Узб.версия Алпомыша)

недавно узнала и про казахскую версию там пишется что Жидели Байсын-находится за Бухарой-что косвенно сходится с узбекской версией!
так какое же географическое происхождение имеет Алпамыш в среднеазиатском плане!

автор ответ
Муратбай
07-05-17 19:33
Нельзя делить ремесленники и огордники рыбаки.Каждым роде были своей профи.Я о другом,имя главной героини Гульбаршын только у Каракалпаков.
КАРАКАЛПАК 365
07-07-16 13:00
Кто сказал что у кочевников не было своих ремесленников? Ногайской Орде даже были своих огородников.
Аманча
Amancha59@mail.ru
18-06-16 13:47
А еще этот эпос можно считать казахским , потому что там использованы названия родов и кличей, а узбеки давно все утеряли. Это, во-первых.
А во-вторых , Алпамыс является героем кочевников , а не дехкан-хлопкоробов и огородников. Поэтому узбекам следует себя идентифицировать либо с кочевниками , либо ремесленниками и огородниками.
Аманча
Amancha59@mail.ru
25-05-16 10:22
А вы обратите внимание на начало имени батыра-Алп. Навсегда потерянное узбеками слово.А у казахов есть !Потому что после резни кипчаков в Узбексистане, у них исчезло это древнее слово - означающее силу,мощь,высоту и величие.
Это слово аналогично старинному слову кейсiн.(Только кейсiн в современных казахских словарях отсутствует-так же как и слово тобесiп )
Только кейсiн означает еще и высоту духа.
Дархан
darkhan97cool@gmail.com
20-05-16 20:45
Я потомок Алпамыса из племени Қоңырат рода Божбан . Так гласит мой Шежіре. Мен қазақпын. Я казах.
Корень из Отырараского района Южно Казахстанской области. Я уверен что потомки и род Алпамыса КАЗАХИ. Некоторые земли Узбекистана земли коренных казахов(Шырщык, шарбакты, Чимган, Алатау до Ташкента) Отданные Юсуповым С согласием Хрущева (Қайтырп алар күн келер әлі сол жерлерді).
Если бы не преднамеренный голод казахов сейчас было бы 70млн, и все земли были бы в целости казахскими и споров вообще бы не было.
Тарихи санамызды жаңғыртайық қазақтар !!!
Алға Қазақтар!!!
Кара кыпшак.
12-05-15 07:02
Мы кыпчаки 92-96 колен кыпчакских (токсан екi баулы кыпшак). Их называют КЫПШАК «ҚОС АЛЫП».
Тотемное почитаемое животное у кыпчаков волк. Наши древние предки передали нам высшую философию через образ волка, величина и сила волка были таковы, что сравнивались с легендарным общетюркским кыпчакским героем - исполином Алыпом.Исполин – Алып( люди очень высокого роста, крупного телосложения, великаны, богатыри и вожди).

Кыпчакские батыры,войны и вожди из династии «Алып».
1)Сүлім «Алып».
2)Ақкөбек«Алып» предок Алыппамыса.
3)Мүйіздi «Алып».
4)Сары бас «Алып»(Сары Абыз).
Аманча
Amancha59@mail.ru
28-02-15 10:22
Vfyusn
\"\"\"Во первых, 2/3 (65%) территории Казахстана завоеванные территории у Кипчакского хана.
Большинство младшего жуза (киши-жуз) не считается казахом. Их так записали во время переписи в СССР.

Истинный казах считается только старший жуз (улы жуз). т.е. родня монголского народа.

Алпамыс из народа конграт
конграды много у каракалпаков чем у казахов или узбеков, в процентном соотношении. \"\"\"


Не болтайте что попало !
Старший джуз был хозяйственником , умевшим пахать и сеять , строить и рыть каналы , хотя воевать тоже умел . Народ Старшего Джуза ни в коем случае нельзя называть монголами и сопоставлять с монголами , потому что тюрки !И киргизы , хакассы , татары не монголы , а тоже тюрки !
Не надо сочинять , что Младший Джуз общим гамузом вписали в казахи . Они разговаривают на казахском , значит они казахи ! И если русские вдруг позабудут русский и начнут говорить и думать по-казахски , значит они стали казахами , тогда в летописях укажут , вот мол , родом они из славян ! Младший Джуз и в древние времена говорил на казахском , а не на грузинском , славянском или китайском . Если пытаетесь что-то говорить безапелляционным тоном , то давайте аргументы .

Так же как и в Среднем джузе были и есть казахские племена ! И кипчаки плоть от плоти - казахи , потому что тюрки !
В древние времена воевали и становились героями не только из-за личных принципов , но и выгода у отдельных ханов имела место быть - ради пастбищ и захвата трофеев в виде золота , серебра , рабов и рабынь , красивых женщин , воевали так же из-за мелочного самолюбия , тщеславия и гордыни , т.е. личные амбиции тоже играли роль . Понятие врага в то время было растяжимое . Им мог быть китаец , перс или свой же непокладистый сородич , живущий за двумя холмами поодаль .
Те же самые каракалпаки - тоже казахи и тоже по воле судьбы пришли с берегов Волги , но язык , традиционный уклад ,все украшения и одежда сохранилась у них лучше , потому что они жили среди узбеков , а не среди русских . И если их женщины не носят модернизированных оборчатых пеньюаров до самого горла и монгольских шапок самых немыслимых фасонов с куриными перьями , как сейчас самопалят наши психопаты -дизайнеры , то это не значит , что они не считают себя казахами . Все гастарбайтеры -каракалпаки называют себя казахами !
И даже кочевые узбеки (джекающие узбеки) отделяют себя от узбеков-сартов , потому что называют себя свободными , т.е. кочевниками . А получается - казахами !

А теперь насчет казахов и монголов прочитайте заявление украинского историка В.Белинского :
Хочу сразу расставить все точки над \"і\". Чингисхан не был монголом. Не было монголов и в его войске. На Русь напали тюрки. Темиршина выбрали правителем четыре казахские роды. Кияты, киреиты, найманы и меркиты, - это не монгольские, а тюркоязычные племена. Остатки племен до сих пор есть на территории современного Китая, но язык племен - казахский. При жизни Чингисхана государственным языком его империи была родственный казахскому уйгурский язык. Отец Темуджина (в казахской произношении Темиршина) Есюгей был ханом киятов. Матерью - Оян из рода меркитов . Жена Чингисхана - Борте была дочерью казахского рода кониратов. Сыны покорителя мира носили тюркские имена. Сам Чингисхан (Шингисхан) казахском означает \"лучезарный хан\". У монголов ни тогда, ни сейчас нет таких имен. Слово \"хан\" тоже исключительно тюркское, а не монгольское. Монголы своих правителей называли титулом \"контайчи\".
Выбирали Чингисхана на обычном казахском курултае. У монголов такого слова нет. Только казахи, исповедовавшие тенгрианство, хоронили своих покойников в тайных местах, о которых мало кто знал. Об этом обычае писал европейский посол в Золотую Орду Плано Карпини. Он видел этот обряд. В те времена монголы увозили своих умерших на кладбище и оставляли там под открытым небом.
Современные генные исследования утверждают, что монголы и тюрки - совершенно разные народы. В Казахстане раскопали могилу старшего сына Чингисхана - Джучи. Генное исследование его останков подтвердил эту истину - в роду Джучи не было монголов. На всех старинных европейских картах никогда не писали \"Монголия\", а всегда \"Татария\".
А откуда взялись монголы?
Такой термин появился в русской историографии в 1823 году. Россияне скрывали этот факт, чтобы не признаваться в том, что в свое время их покорили казахи, впоследствии вошедшие в состав Российской империи. Поэтому всю славу завоевателей отдали далеким монголам.
Vfyusn
25-02-15 15:56
Алпамыс не казах и не узбек.
На территорию если делить, то сейчас там где родился Алпамыс, находится на Казахской территории.
Но это не значить что он казах.
Во первых, 2/3 (65%) территории Казахстана завоеванные территории у Кипчакского хана.
Большинство младшего жуза (киши-жуз) не считается казахом. Их так записали во время переписи в СССР.

Истинный казах считается только старший жуз (улы жуз). т.е. родня монголского народа.

Алпамыс из народа конграт
конграды много у каракалпаков чем у казахов или узбеков, в процентном соотношении.

у узбеков не делятся на кланы.

один из форумчанин верно заметил.
раньше хочешь не хочешь, записывали казахом, если из представительей большинство были казахом, записывали узбеком, если многие из тхе кто занимались были узбеками.
все тянули на себя и на выгоду своей нации.


И еще, сейчас в Казахстане многие себя выдает за казахов, потому что так легче работать и подняться в карьере.
Также в Узбекистане был свидетелем, как сами казахи записались узбеком.
Но, в основном таджики так делают. представляет себя той нацией которых больше живут в своем городе.

Деды знали своих корней. Сейчас правнуки не знают кто он по нации.
Кунграт, которую считают узбеками, их праправнуки себя тоже сичтают узбеками. Но их прадеды, которые живут в Туркестане, Бухаре и Сурхандарье считали себя каракалпаком нежели узбеком. Много передачи снимали в давние годы.
Аманча
Amancha59@mail.ru
16-12-14 09:42
Алпамыс принадлежит тому тюркскому народу , у которого сохранилось слово АЛП и все производные от него :не алып-соқтырыған (отчеканенный) , а именно алпсоқтырыған (созданный небесным вседержителем). Алпи . Алпауыт . Алпамса. Алпарысу .
Бек
111
15-12-14 15:59
зачем ломать копья Алпамыс не казах и не узбек он конрат отсюда вывод он всех куды входят роды племени конрад или есть другие варианты?
Акскл
08-12-14 06:31
АРМИНИЙ ВАМБЕРИ - ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СРЕДНЕЙ АЗИИ
II. ХИВА
НАСЕЛЕНИЕ ХАНСТВА
1. Узбеки
Узбеки -это название народа, большей частью оседлого и занимающегося земледелием. Они живут на обширном пространстве от южной оконечности Аральского моря до Камула (40 дней пути от Хивы) и считаются преобладающей народностью в трех ханствах и Китайской Татарии. Узбеки подразделяются на 32 главных таифе (племени): 1) кунград (Kungrad), 2) кипчак (Kiptschak), 3) хитай (Chitai), 4) мангыт (Mangit), 5) нокс (Noks), 6) найман (Nayman), 7) кулан (Kulan), 8) кият (Kiet), 9) ас (As), 10) таз (Tas), 11) саят (Sajat), 12) джагатай (Dschagatay), 13) уйгур (Ujgur), 14) акбет (Akbet), 15) дёрмен (Dormen), 16) ёшун (Oeschun), 17 канджигалы (Kandschigaly), 18) ногай (Nogai), 19) балгалы (Balgali), 20) митен (Miten), 21) джелаир (Dschelair), 22) кенегёс (Kenegos), 23) канлы (Kanli), 24) ишкили (Jschkili), 25) бёйюрлю (Bojurlu), 26) алчин (Altschin), 27) ачмайлы (Atschmayli), [255] 28) каракурсак (Karakursak), 29) биркулак (Birkulak), 30) тыркыш (Tyrkysch), 31) келлекесер (Kellekeser), 32) минг (Ming).
Это деление старо, обращает на себя внимание только то обстоятельство, что даже отдельные племена широко разбросаны по названной территории, и исследователя поражает, часто ему кажется просто невероятным, что узбеки из Хивы, Коканда и Яркенда, чей язык, обычаи и лица совершенно различны, осознают свою принадлежность не только к одной нации, но и к одному племени, к одному роду.
Хочу только заметить, что в Хиве представлено большинство племен, и хивинец по праву гордится своей древнеузбекской национальностью, противопоставляя ее Коканду, Бухаре и Кашгару. Хивинского узбека с первого взгляда выдает примесь иранских черт, ибо у него есть борода, которую у жителей Туркестана всегда можно рассматривать как чужеродный элемент, тогда как цвет и черты лица очень часто указывают на чисто татарское происхождение. Да и по характеру своему хивинский узбек предпочтительнее остальных своих соплеменников, он простодушен и откровенен, а по натуре еще столь же дик, как и окружающие его кочевники, но у него нет утонченного лукавства, выработанного восточной цивилизацией, и после настоящего османа это второй житель Востока, из которого еще что-то могло бы получиться.
То обстоятельство, что в Хиве в меньшей мере представлено исламское образование, которым славится Бухара, в значительной степени способствовало сохранению хивинскими узбеками многого как из их языческих обычаев, так и из персидских религиозных обрядов. Любовь к музыке и народной тюркской поэзии, к которым среднеазиатский кочевник питает страсть более пылкую, чем представитель любой образованной нации, здесь сильнее, чем в Коканде, Бухаре и Кашгаре. Хивинские исполнители на дутаре (двухструнной гитаре) и кобузе (лютне) славятся по всему Туркестану. Величайший узбекский поэт Навои известен всем и каждому, но не проходит ни одного десятилетия, чтобы не появился лирик второй или третьей величины. В Хиве я познакомился с двумя братьями. Один брат, Мунис, писал стихи, некоторые из них я собираюсь позже издать; второй, Мираб, с величайшим терпением переводил на узбекско-тюркское наречие большой исторический труд Мирхонда, чтобы сделать его более доступным для своего сына, владевшего, впрочем, и персидским языком. Эта работа продолжалась 20 лет, однако он стеснялся кому-нибудь в этом признаться, потому что занятие другими науками, кроме религиозных, считается легкомысленным 179.
Несмотря на многовековой возраст города, хивинские обычаи носят печать прежней героической жизни. Очень часто бывают демонстративные сражения, битвы, а особенно конские скачки с великолепными призами. Каждая значительная свадьба не обходится без скачек на 9, 19, 29, т.е. победитель получает по 9, [256] 19 или 29 штук из всякого вида имущества, например 9 овец, 19 коз и т.д., что зачастую составляет порядочную сумму. О скачках невесты со своим будущим мужем, так называемом кёкбёрю, мы уже говорили. От прежних жителей страны, огнепоклонников, в Хиве сохранились праздники и игры, которые, вероятно. существовали и в других частях Средней Азии до введения ислама, но теперь совершенно забыты. ......
5. Сарты
Сарты, называемые в Бухаре и Коканде таджиками, - древнее персидское население Хорезма, число их здесь относительно невелико. Постепенно они смешали свой родной персидский язык [257] с тюркским. Сартов, как и таджиков, можно узнать по их лукавству и изяществу; узбеки их не очень любят. Характерно, что, хотя уже пять столетий они живут вместе, смешанные браки между узбеками и сартами были очень редки.
6. Персы
Это либо рабы, которых здесь около 40 тыс., либо освободившиеся из неволи; кроме того, они образуют небольшую колонию в Ак-Дербенде и Джамли. Впрочем, в материальном отношении рабу живется в Хиве неплохо, так как он превосходит скромного узбека в хитрости и скоро богатеет. Многие предпочитают, выкупившись на волю, поселиться там же и не возвращаются на родину. Раба в Хиве называют ”догма”, а его детей - ”ханезад”, т.е. ”рожденный в доме”. Позор перенесенного рабства стирается лишь в третьем поколении.
Akskl
29-11-14 06:20

Serge A. Zenkovsky "Pan-Turkism and Islam in Russia" Harvard University Press 1960, Cambridge, Massachusetts
(Перевод мой - А.)
с.73
...Особенно важными были последствия от последнего из этих вторжений (тюрков-кочевников - А.), совершенного в конце 15 века узбеками, которые оставались властителями оазисов между реками Сыр и Аму Дарья в течение трех с половиной веков. 4. Этот новый контингент тюркских воинов ускорил тюркизацию туземного иранского населения, и с самого начала своего господства в Средней Азии узбеки показали наиболее непреклонный религиозный фанатизм и оппозицию всем чуждым или новым идеям. Правители узбекских ханств противились любым изменениям их традиционного образа жизни и любым отклонениям от наиболее конформистского суннитского поведения. Средневековая философия и науки были запрещены и заменены жесткой схоластикой, которая стерилизовала среднеазиатскую мысль и привела к культурной летаргии этой территории...

...В дополнение к правящим узбекам, население состояло из все еще ираноязычных таджиков, ИХ ТЮРКИЗИРОВАННЫХ БРАТЬЕВ - САРТОВ (КОТОРЫЕ СЕЙЧАС ТАК ЖЕ НАЗЫВАЮТСЯ УЗБЕКАМИ), и остатков более старых тюркских групп, которые предшествовали узбекам в завоевании центрально-азиатских оазисов. Эта оседлая сердцевина (ядро), расположанная между реками Сыр и Аму Дарья, была окружена племенными территориями других тюркоязычных кочевников - туркменами с запада, казахами с севера, киргизами с востока - все из которых ревниво охраняли свои пастбищные земли и редкие возделанные поля от посягательств узбекских ханов. Там также существовали существенные различия в религии и культуре. Оседлое население строго соблюдало шариат - исламский писаный закон, в то время как кочевники были только номинально мусульманами и сохраняли адат - обычный закон Ислама. Внутри этих ханств также были меньшинства шиитских мусульман и евреев - первые состояли в основном из персидских рабов...

Сергей Зенковский пишет о т.н. "оазисной психологии" оседлого населения Средней Азии.
Serge Zenkovsky "Pan-Turkism and Islam in Russia" Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, 1960
c.225
..."Эта изолированность и разбросанность оазисов привела к тому что декхане (туземные крестьяне) оказались фрагментизированными в малосвязанные и часто самоподдерживаемые районы предотвращающие развитие любого "национального" или регионального единства. Хрупкая система земледелия поддерживаемая ирригационными каналами, которая сформировала единственную существенную основу для существования в этом регионе, и чрезвычайно уязвимое водоснабжение, лишали не только возможности активного сопротивления, но даже и желания к какой бы то ни было борьбе. Бесчисленные вторжения кочевников за время тысячилетий истории Центральной Азии приучили оседлых жителей оазисного региона к неизбежности завоевания, приводящее к их фаталистическому принятию доминирования чужеземного узурпатора. Формирование любой ясной концепции законного государства и конституционной администрации было в такой же мере исключено средневековыми режимами Центральной Азии до второй половины 19-го века или даже до 1920 г. в случае Хивы и Бухары...


Eugine Schuyler "Turkestan" Elibron Classics, v.1, 2006 (1876 edition reprint)
сс.104-105
...Жители Ташкента в основном узбеки (Uzbeks), хотя есть некоторое количество таджиков (Tadjiks), и много татар (Tartar), казахов (Kirghiz), индусов (Hindoos) и др. Местные жители как и во многих других местах Туркестана известны под именем сартов, но это название не имеет этнологического значения, как одним из первых показал г-н Шоу (Shaw). Согласно местным жителям все население этой страны разделено на два класса - оседлых и кочевых; кочевники называются казахами (Kazak)- странник, скиталец (vagabond, wanderer), как я уже ранее отмечал; а оседлое населениe попадает под название сартов. Если теория г-на Лерха (Lerch) правильна, то слово сарт означает просто житель города (г-н- Лерх в номере 1 "Russische Revue" прослеживает слова Iaxartes и Iaxartai к корню Xartai который является представителем старого иранского корня khsarta как видно из более позднего персидского shehr - город. Iaxartai т.о. означало бы житель городов, а Iaxartes - река городов, а слово сарт, искажение слова Iaxartes которое перешло от иранских кочевников к тюркским кочевникaм как обозначение для оседлых жителей нижней долины Сыр(Дарьи) которая была густо заселена и полна процветающих городов.).
Примечательно, что у старинных писателей слово "сарт" использовалось поначалу почти исключительно к населению долины Сыр-Дарьи и не было известно в Бухаре или Cамарканде, хотя оно передалось в Кашгар, Коканд и Хиву. Абул-Гази говорит о сартах как о оседлых жителях его собственно страны, Хивы, как отличных от узбеков, в то время как в стране им завоеванной, как Бухара, он использует слово "таджик". В настоящее время название "сарт" также известно и в Бухаре. Как используемое кочевыми племенaми это слово "сарт" является почти что бранным и синонимом трусливого и женоподобного (cowardly and effeminate) человека.
Что касается расы, население Туркестана может быть примерно поделено между расами иранского или персидского корня, и таковой тюркского происхождения. К первой принадлежат таджики которые были изначальными жителями не только страны между Сыр и Аму (Дарьей) - древнего Маверранахра, но также и правого берега Сыр-Дарьи, Коканда и Кашгара. Это был Фирдоуси в Шах-намэ кто первым сделал Аму-Дарью границей между Ираном и Тураном, но профессор Григорьев ясно показал что эти два термина использовались в чисто географическом, а не в этнологическом смысле, и что спор между Ираном и Тураном не был спором между двумя расами, а соперничеством между двумя племенами одного и того же происхождения (см. "Труды Вост.Отделения Импер.Русс. Археолог. Общества" т.16, с. 286 - "Скифский народ Сака").
садри
sadri@toj.gemael.com
23-10-14 13:49
Друзя спори это палезно Я тоже из Кунгиратов ветво Кулдовли.Узбекистане сечас 32мил насиления из них премерна 80% Кунгиради тпер вам панятна
Акскл
05-01-14 19:00
Совки любят душить правдивую информацию любыми способами - цензурой, подлогом, Главлитом, спецхраном в библиотеках, глушением зарубежных радиостанций, закрытием независимых газет и каналов ТВ, и стиранием моих переводов на этом и других форумах (дежурят тут сутками!!)
{ http://www.primavista.ru/rus/dictionary/lang/uzbek }
Происхождение узбекского языка
Предполагается, что тюркские народы поселились вдоль бассейна рек Амударьи, Сырдарьи и Зеравшана еще в 600-700 г. н.э. и постепенно вытеснили племена, которые говорили на индоиранских языках и прежде проживали в Согдиане, Бактрии и Хорезме. Первой правящей династией этого региона была династия Караханидов, представлявшая собой одно из карлукских племен и царствовавшая в 9-12 вв. н.э.
Ученые рассматривают узбекский язык как прямого потомка или позднюю форму Чагатайского языка - тюркского среднеазиатского литературного языка, использовавшегося в эпоху правления чагатайского хана, Тимура (Тамерлана) и тимуридов и отделившегося от других среднеазиатских тюркских языков в начале 14 в. В 15 и 16 вв. на защиту староузбекского языка встал узбекский мыслитель и деятель Мир Али-Шер Навои, стараниями которого староузбекский язык стал единым и развитым литературным языком, традиции и нормы которого сохранились до конца 19 в. Основанный на карлукском варианте тюркских языков староузбекский язык содержал большое количество слов, заимствованных из персидского и арабского языков. К 19 в. он стал все реже использоваться в произведениях литературы.
Термин «узбекский», применительно к языку, в разные времена означал разные понятия. Вплоть до 1921 г. узбекский и сартский языки трактовались как два различных диалекта. Узбекским языком называли кыпчакский диалект, характеризовавшийся сингармонией (гармонией гласных звуков), который был языком потомков племен, в 16 .в поселившихся в Трансоксании вместе с Шейбани-ханом и проживавших в основном вблизи Бухары и Самарканда.
По одной из версий ученых, «узбеками» называли жителей, проживавших во владениях Султана Муххамеда Узбек Хана (1313—1341), девятого хана Золотой Орды и потомка Чингисхана, в честь которого был назван узбекский язык.
Сартским языком назывался карлукский диалект, распространенный среди древних поселенцев Ферганской долины, Кашкадарьинского региона и, частично, Самаркандской области; этот диалект отличался примесью большого количества персидских и арабских слов и отсутствием сингармонии. Сарты, проживавшие в Хиве, говорили также на огузском диалекте, который был сильно иранизирован.
После 1921 года Советский режим упразднил понятие «сарт» как унизительное и постановил, что отныне все тюркское население Туркестана должно было именоваться «узбеками», несмотря на то, что многие люди даже не имели истинного узбекского происхождения. Однако, несмотря на яростные протесты большевиков Узбекистана (к числу которых принадлежал Файзулла Ходжаев), в 1924 г. письменным литературным языком новой республики был признан не дореволюционный узбекский язык, а именно сартский язык, распространенный в Самаркандской области.
Akskl
10-11-13 07:59
Elizabeth E. Bacon "Central Asians Under Russian Rule - A Study in Culture Change" Cornell University Press, Ithaca and London, 1966, 1980.

Перевод мой - А.

сс.17-19
Узбеки. Тюрки, которые селились в оазисах, принимали оазисную культуру таджиков, но сохраняли свою тюркскую речь, и передавали ее многим ирано-язычным жителям. К концу 13 века, например, Хорезм стал тюркоговорящим городом. В начале 16 века эти оазисные города были завоеваны тюрко-"монгольскими" династиями ведущими свое происхождение от предка по имени Узбек. С этого времени имя Узбек применялось к этим династиям и к некоторым из их племенных последователей, но не к тюркским жителям городов и деревень которые приняли таджикский образ жизни. Те стали известными как "сарты" - слово индийского происхождения означающее "торговец" - которое ранние тюрки применяли к оазисному ираноязычному народу как альтернативу (названию) таджик. При узбекских династиях (название) "сарт" относилось к образу жизни и применялось кочевниками по отношению к жителям оазисов вообще - независимо от того была ли их речь персидской или тюркской. Русские царского режима следовали этой же практике различая сартов, с характеристиками оазисной культуры - большинство из которых было тюрко-говорящими, и узбеков, которые сохраняли некоторые остатки племенной культуры. Советский режим, с другой стороны, считал (название) "сарт" уничижительным и исключил его из русского языка. В советском использовании название узбек было расширено чтобы включить все группы разговаривающие на родственных тюркских диалектах: тех, которые раньше были известны как сарты, оседлые народы которые сохранили некоторую память о племенном происхождении, и племена, которые продолжали вести частично пасторальную жизнь на границах оазиса. Среди этих последних были такие отдельные племенные группы как кипчаки, которые насчитывали 33 502 (человек) в 1926 году, курама (50 218 человек), и турки (29 500) 7.
Название узбек т.о. включает довольно неоднородное население варьируюшееся в культуре от полностью оседлых торговцев и ремесленников до полукочевых сообществ, имеющих сильную племенную ориентацию. В физическом облике существует такое же разнообразие. Многие узбеки являются кавказоидами памирского типа, которые абсолютно ничем не отличаются от своих таджикских соседей, но среди некоторых - даже среди тех кто был известен как сарт, видны намеки на монголоидных предков. Монголоидные черты более заметны среди тех, кто принадлежит к племенной памяти или культуре, но в целом узбеки менее монголоидны, чем казахи и киргизы. Узбеки наиболее многочисленны среди коренных жителей Центральной Азии, они составляют большинство населения оазисов, которые поддерживают плотное население. В 1959 году узбеки в Советском Союзе составляли 6 015 000 из которых 5 038 000 проживали в Узбекской ССР. Из оставшихся 454 000 проживало в Таджикистане - число которых отражает продолжающийся сдвиг среди оазисных жителей от таджикской персидской речи к узбекской тюркской. Анализ оазисной культуры сделанный в этом исследовании основан существенно на традиционной сартской культуре. Там где отклонения в направлении консервативной таджикской или племенной узбекской культуре упоминаются, это будет специально оговорено...


Los
2Темир
08-11-13 18:30
думаешь героя советского союза оставили бы казахом, когда была возможность записать его в узбеки? Ха.
_____
Так узбеком он был записан, задолго до того как он стал героем Советского Союза.
Los
2Темир
08-11-13 18:26
Самое главное кем он сам себя считал, а не документы. А он считал себя узбеком. И кто доказал, что он казах? Приведите факты. В советское время никто бы не заставил человека называться представителем какой-либо нации.
Темир
Los
04-11-13 21:18
" а сам он считал себя узбеком и в документах везде у него записано - узбек. "

В Узбекистане всех записывают узбеками - и казахов, и уйгуров и таджиков. Один миллион казахов записали узбеками. И сейчас продолжают. Была по свидетельству о рождении казашка Жулдызай - получила паспорт в котором написано: узбечка Юлдузхон. Ее разрешения на это никто не спрашивал. С большим трудом родителям удалось переписать ее обратно казашкой - за бакшиш в 2000 долларов сша. Если какую-то обычную девочку переписали узбечкой, думаешь героя советского союза оставили бы казахом, когда была возможность записать его в узбеки? Ха.
Айдана
01-11-13 20:43
Во времена Алпамыса не было казахов и узбеков, были роды керей, кыпшак, найман, конрат, ошакты и пр. Эти роды есть как у казахов, так и у узбеков, так что это вопрос риторический -кем был Алпамыс. Но если учесть, что перечисленные роды пришли в нынешний Узбекистан из казахской степи, из Дешт-и-Кипчак, закономерно все же считать Алпамыса казахом. Оснований считать его узбеком нет, кроме географического места рождения. Но это уже нюансы волюнтаризма советской власти, произвольно чертившей административные границы.
Los
01-11-13 18:49
Ну то, что Рахимов - казах, утверждает только его военно-полевая, незаконная жена Куралай, а сам он считал себя узбеком и в документах везде у него записано - узбек. У нас хватает своих героев, зачем нам еще и узбек?
12
AlmatB1@mail.ru
28-10-13 12:49
Короче повторяется история с генералом Рахимовым. Вот кричали узбеки что он узбек а он оказался Казахом))). У узбеков своих героев нет чтоли или эо их суть все припысывать себе...
каракалпак
01-06-13 12:26
галым каша у тебя в голове (монгол, арап), мы каракалпаки верный своим традициям истинные Тюрки.
Галым
2Sherkhan
30-05-13 19:37
Бывает же такая каша у человека в голове!
sherkhan
pak.patron@mail.ru
29-05-13 08:04
Думаете русские называли нынешних казахов или кара-калпаков просто так кара-кыргызами, просто так от нечего делать? Сейчас бытует мнение, типа это было ошибочно. Полная чушь. Это не ошибочно, так оно и есть. Русским выгодно было разделить кыргызов, расчленить его. Разделяй и властвуй (политика русских), вот этот принцип сработал. Что в принципе им удалось, об этом показывает нынешнее время.

Племена найман есть среди каракалпаков, кахзахо, кыргызов, алтайцев, узбеков....
Факты.
28-05-13 16:27
Алпамыс из рода конырат.Коныраты есть у узбеков и у казахов.
каракалпак
28-05-13 12:09
Русские КАРАКАЛПАКОВ называли каракаиргизами посмотрите место обитания каракиргизов.
С киргизами каракалпаки едины в том плане и те и другие не призновали чингизидов.
Sherkhan
pak.patron@mail.ru
27-05-13 21:04
От волги до Енисея кочевали наши предки, пили кумыс и ели конину, жили в юртах и соблюдали одни обычаи. Некоторые обрусевшие потомки кочевников могут это отрицать - это их право.
А как сарты-земледельцы стали называться узбеками? Произошло это во времена Шейбани хана основателя династии мингов, потомки Узбек хана завоевали территорию современного Узбекистана.
Когда казахи стали называться казахами? Во времена Жаныбека и Гирея из рода кыпчак, которые отделились от Узбекской орды и создали свой эль.
В инете всё есть читайте!
Про Кенсары Касымова тоже всё написано, как казахи перешли в поддаство России, как Кокандцы обьявили газават неверным, так что русские казахи и кыргызы вместе воевали против кокандцев сартов, а Касымов был на службе у кокандцев и нападал на своих же казахов делал набеги и грабил мирных жителей принявших подданство России. Кто его остановил? Кыргызы. Если казахи отрицают своё родство с кыргызами то они отказываются от своей кочевой истории. Увы.
Sherkhan
pak.patron@mail.ru
27-05-13 20:52
Это взято из форума, пишет ногаец с Кавказа: "Обычно русские карты врут, посмотрел древние карты 15-18 веков Азии именно европейские (музей Амстердам). Там на территории современного Казахстана написано Калмыки справа от нас Ногайцы слева Киргизы так и написано на латинском, сверху Башкиры левее Халка я был в Шоке. пересмотрел несколько европейских вариантов там везде есть Калмыки, Ногайцы, Башкиры, Киргизы, узбеки даже есть и монголы и все на територии ТАРТАРИИ. ОБЯЗАТЕЛЬНО найдите древние карты Азии - там все на латинском. Может все таки мы Ногайцы. Во всех картах ногайцы."
Sherkhan
pak.patron@mail.ru
27-05-13 20:26
Для информации, у кыргызов есть роды конурат, кыпчак, найман, бабур, борi, канлы, могул...
Sherkhan
pak.patron@mail.ru
27-05-13 20:17
У кыргызов между прочим то же есть батыр Алпамыс. У меня складывается впечатление, что тут идет спор двух кишлачников. Причем довольно не знающие своей истории, если и знает то довольно однобоко. Когда были кыргызы и господствовали в Ферганской долине узбеков и казахов и в помине не было. Что за чушь несёте. Я сам из рода борi, в моей крови течет кровь кыпчаков и найманов. И пишусь кыргыз, мои предки до сих пор проживают в Ферганской долине, моя жена из рода канглы. Кстати она тоже пишется кыргызкой. Про всех каракалпаков говорить не буду, но слушая ваши посты скажу, что вы сарты и находитесь под Узбекской юрисдикцией. А кто были казахи до 1939 года? Точно кара-кыргызы.

anonimus
noname.neo@yandex.ru
27-05-13 09:30
САЛАМ!!! Вы забыли про Каракалпаков

Кыпшак, Канлы, Хожа, Костамгалы, Конграт, Кенегес, и многие что вы там перечислили РУУ (племя) в составе каракалпаков, даже есть дерево РУУ. Это во первых.
Основные РУУ, это МАНГИТ, КОНГРАТ и третью забыл. Оттуда месятки средние и сотни малые РУУ разделяется

Теперь. во вторых.

Кто-то упомянул. чт Жидели Байсын находится в Бухаре, поэтому Алпамыс узбек, не верно. там в Бухаре половина Цыгане (форси) а в Жибели Байсын многие каракалпаки, они перевелись в узбеки во время переписки и учета в начале XX века во время революции

Теперь. о Сурхандарье. там есть Конграты, но только там рядом с рекой вся масса по Узбекистану. И здесь тоже они переменились на узбеки во время переписи и учета в начале XX во время революции.

Теперь о нации.

УЗБЕКИ. Первоначально узбеки были руу, племя жившие в нынешнем Хорезме и уберега Арала где впадает Сырдарья.
Благодарите Русского царя, что спас их от Англичан и объединил как единую нацию, туда вошли много племен.
Сейчас таджики меняют нацию узбеком, чтобы стать чиновником, работать на правительственных органах.

КАЗАХИ. они как нация появились в недалеком прошлом. они жили рядом с Узбекистаном, южная часть нынешнего Казахстана.
Территорию Казахстана увеличили после революции, во время СССР. ошибочно.
И да, КСТАТИ, казахи правили несколько лет (пальцами сосчитать можно) наверно Ташкентом, но это не означает что территория их. До них ихние территории правили Бухарский хан и Самаркандский эмир сотни лет.

ТАТАРЫ. Как нация их не было. был человек по имени ТАРТАР живший там где Татарстан нынче. Создалась такая нация и имел территорию уже в Советское время. У татар тоже несколько руу или разделении. жили и живут в большей части северной территории Казахстана и самом Татарстана.

УЙГУР. племя ставшим нацией. они жили там где нынче живет, и не только там, но и в часть территории Казахстана

КЫРГЫЗ. непонятная нация. то ли племя была такая, то ли несколько племен объединились как киргизы.

-----

КАРАКАЛПАК. нация образовавшихся до узбеков и казахов и тем более кыргызов.

НЕ ПУТАЙТЕ, КАРАКАЛПАК ЭТО НЕ ПЛЕМЯ, не было такой племени. Вроде образовались до или после Монгольских нашествии. Сплотились сотни племена каждым годом и десятилетием. Жили у берегов реки Волга (Нил) в соседе с нынешним Азербайджаном и на на дельте Амударьи рядом с Аральским морем.
Основным ремеслом были рыболов, крупное скотоводство (Лошади и Коровы) и торговля их от (нынешние) Волгограда до Запорожья через Ростов, также за Воронеж по реке дон.

Из-за того что река Волга как проходной двор, то монголы, то Темуриды устраивали войну, они разделились на части.
- часть ушли в сторону Ростов и Запорожье
- большей части ушли к дельте Амударьи (нынешний Каракалпакстан), что вызвало недомогание у Хоресзмского хана.
- часть каракалпаков с племени КОНЫРАТ ушли на нынешнюю Сурхандарью по реке Амударья (Байсын тау это гора Памир с обильной водой (рекой))
- часть ушли на территории Бухары с позволения хана.
- пятую часть не помню, извините

ОНИ до разделения были тесно связаны с Россией, по торговлю и как кавалерия. Казаки на южной части границы, а Каракалпаки на восточной части, т.е. Волга.

КОНЫРАТ с перевода Бурый Конь, что разводит бурых (коричневых) коней были любимым делом каракалпаков.
малыш
03-04-13 01:53
Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни, и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас?..
Мы люди одной крови, одной истории... Так вспомним же Алтай и нашу Великую Степь.
БеК
28-02-13 03:14
У узбеков с казахами единая история.В настоящее время половина узбеков и казахов из рода кипчаки, канлы, кожа, торе и.т. Поэтому между ними всегда споры, что Альфараби казах не узбек, Тамерлан узбек не казах

Чингисха́н (монг. Чингис хаан [tʃiŋɡɪs χaːŋ], собственное имя — Тэмуджин[1][2], Темучжин[3], Темучин; ок. 1155 или 1162 — 25 августа 1227) — основатель и первый великий хан Монгольской империи, объединивший разрозненные монго

Тамерлан (Тиму́р; 8 апреля[1][2] 1336, с. Ходжа-Ильгар, совр. Узбекистан — 18 февраля 1405, Отрар, совр. Казахстан; чагатайское تیمور (Temür‎, Tēmōr) — «железо») — среднеазиатский завоеватель, сыгравший существенную роль в истории Средней, Южной и Западной Азии, а также Кавказа, Поволжья и Руси. Выдающийся полководец, эмир (с 1370 года). Основатель империи и династии Тимуридов, со столицей в Самарканде.льские племена

Чагата́йский язы́к, или чагата́йский тюрки́ (جغتای — jaĝatāy или ترکی — Turkī; узб. ﭼﯩﻐﻪتاي, chig’atoy tili, чиғатой тили; уйг. چاغاتاي تىلى/чағатай тили) — средневековый среднеазиатско-тюркский письменно-литературный язык, достигший наибольшего оформления и единообразия как язык классический в тимуридских уделах Мавераннахра во 2-й пол. XV—XVI вв.

Современные узбекский и уйгурский языки являются прямым продолжением чагатайского[3], поэтому его иногда называют «староузбекским» или «староуйгурским».

Бабур
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Бабур
араб. ﻇﻬﻴﺮ ﺍﻟﺪﻳﻦ محمد بابر‎‎
Бабур
Миниатюра из «Бабур-наме»
1-й Падишах Индии
30 апреля 1526 — 26 декабря 1530
Преемник: Хумаюн
Эмир Кабула
октябрь 1504 — 26 декабря 1530
Предшественник: Муким
Преемник: Хумаюн
амир Ферганы
июнь 1494 — 1500
Предшественник: Умар-Шайх Мирза

Вероисповедание: Ислам, суннитского толка
Рождение: 14 февраля 1483
Андижан
Смерть: 26 декабря 1530 (47 лет)
Агра Индия
Похоронен: Сад Баги Бабур, Кабул
Род: Тимуриды

Бабур (араб. ظهير الدين بابر‎‎, узб. Zahiriddin Muhammad Bobur), полное имя Захир ад-дин Мухаммад Бабур, (14 февраля 1483 — 26 декабря 1530) — тимуридский и индийский правитель

БеК
28-02-13 02:37
иииии казахи ни какое отношения не имеет с чингиз ханом потому что он мангол.
малыш
17-02-13 22:48
У вас как пол барана сиел батыр считается..Один тут написал что узбекистане нет кунгиратов нет что за бред..Я кунгирад и нас больше десяти тысяч в одном ауле байсуне .Это не считая других районов . На счет алпомиша он моим соседо был. Так что господа тюрки приезжайте к в Байсун его утов покажу. Не будте кухонными боксерами . Гадости не пишите.Что с вами люди случилось такие агрессивные.
Бейбарс Кален
bars_o.k.b@mail.ru
14-09-12 02:32
А еще , я не считаю ето просто сказкой или небылицой. Я читал более правдивую историю про него и подробно сощелся во мнении. Здоровенный человек, где то 3-4 метра в длинну, меч выкованный из метала Шын-Болат или как там его европейцы и другие Азиаты прозвали - Дамаская сталь - очень гибкая,легкая но очень прочная, режущая обсолтюно все даже рельсы без труда, у Алпамыса она была 6 метров в длинну... еще древних племен казахав прозвали Кентаврами, при наществии они вытворяли на конях такое...хули с детства играют в КОКПАР, конешно другие в щоке от такого наществия.... короче с такими шансами в те времена Алпамыс мог разгромить максимум 80-100 воинов... критики выдьевляйте мне на МЫЛО , всем докажу...
Бейбарс Кален
bars_o.k.b@mail.ru
14-09-12 02:16
Алпамыс батыр казах! только у казахов щас сохранились племена Коныратов... напоминается еще что он из подплемени КОШЕЙ. Существует древний ру у Коныратов - Жиенбет, только у Жиенбетов под руы Кошеи, только у племени Коныратов есть ру Жиенбет, Коныраты относятся к Среднему жузу и 3 Жуза есть только у казахов... вот вам!
кайрат.
05-08-12 13:30
Несмотря на появление самостоятельных этнических названий и государств, как верно пишет Р.Темиргалиев, кочевые татары, узбеки, ногайцы, казахи, киргизы, каракалпаки были ещё долгое время субэтническими группами единого этноса с единым языком (кипчакским) и культурой, разделенного в основном политическими границами. Потому такие эпические произведения того периода как "Кобланды", "Едыге", "Алпамыс", "Кырк кыз", "Манас" являются общими для многих современных народов. С другой стороны, появляется и стремление формировать национальную идентичность. Не случайно, что основная идея творчества Асан-Кайгы - становится идея единства племен казахского ханства.
Alpamys
alpamys1991@gmail.com
13-04-12 16:20
Салам всем!!!))) так как я ношу имя этого БАТЫРА то есть Алпамыса, я давно интересовался им! и понял то что Узбеки просто на просто ошибаются если думают что этот Батыр был узбеком. они так как очень близко находятся к землям Казахов знают и знали про этого батыра! конечно истории про него во многом были мифом или просто сказкой, но существовал батыр который происходит именно из Жидели Байсын (а это в Казахстане) и этому есть много доказательств!!!
акказ
akanay@bk.ru
11-04-12 16:56
И еще не зря О.Сулейменов(лингвист скорее,чем историк) нашел более 200 совпадений в шумерском и тюркском языках,при чем понятных и сейчас!Для информации: современный русский вряд ли сумеет понять русский текст 9-10 веков!
акказ
akanay@bk.ru
08-04-12 12:48
Вы прямо как дилетанты.Немного почитайте историю!Конраты (казахские,узбекские,каракалпакские, ногайские),гонуры(турецкие,туркменские,азери),чонграды гагаузские,конрады и куны венгерские - ВСЕ потомки древнейших Кангаров(кит.Кангюй,ир.Кенгерес)- древнейшего ТЮРКСКОГО народа Средней Азии.Они же Саки-парадарайя(междуречья,т.е.Мавереннахра).Они жили еще до нашей эры от Каспия до Тянь Шаня.Эпос о Алып Манасе(Алпамысе) возник на другом более древнем сюжете..."О ГИЛЬГАМЕШЕ". Да-да не смейтесь!Гильгамеш(сейчас ученые правильно пишут БИЛЬГАМЕШ!)-народный герой шумеров, самоназвание которых...КАНГАР!!!Бильга Меш(Мес)-Высокий(высшый,мудрый) господин.Тоже понятие в слове Алпамыш(или Алпамыс).Таких имен у тюрков хоть пруд пруди:Беклемиш,Тохтамыш,Истемис,Кармыс, Жармыш,Тутмыш...Киргизы уже "цитируют" его имя:Манас(алып Манас).Родился он(или легенда о нем) вероятно родилась в Суркашском регионе Узбекистана.Но тогда узбеков,киргизов,казахов не было,а конраты(вернее их предки кангары) уже были...
Кожам Сугiр
agat.1988@mail.ru
18-03-12 10:16
Возможно раньше официальных границ среди тюркских народов не было, да и герои были людьми "широченной" души, поэтому их любят и помнят, и казахи и узбеки, и не удивлюсь если и еще кто нибудь....

спасибо!!
rfgy
16-03-12 15:22
узбекский Алпомиш происходил из рода Куштамгали а казахский Алпомиш как я понял из Божбанов

По данным Заки Валиди Тогана узбеки-кунграты Мавераннахра в начале ХХ века делились на пять крупных подразделений: канджигали, уюнли, куштамгали, октамгали и кир аймоги. Канджигали в свою очередь делились на 14 родов рода: урис, коракурсок, чуллик, куён, кулдовли, милтек, кур туги, гала, тупкора, корабуз, нугой, билгалик, дусталик. Уюнли делились на девять родов: ок тана, кора чуран, туркман, кувук, бешбола, коракалпок, кажай, худжабачча. Куштамгали тоже делились на девять родов: кулоби, бармок, гуджахур, кул-чубургон, коракалпок, уйгир, сафарбиз, дилбари, джачакли. Октамгали делились на семь родов: тортувли, огамайли, ишиколи, козонджили, уйкули, букачли, киюгали. Кир аймоги делились на пять родов: гузили, кусавли, терс, баликли, куба (Заки Валидий, Узбек уруглари. // Узбегим. «Ватан серияси». Т.,1992, 111-112-бетлар).
Samat
Samat0707_89
22-02-12 20:58
Алпамыс или Алпамыш это сказки. Что по пусту спорить какой нации этот сказочный персонаж. Ну раз на то пошло, тогда Аддар-косе казах, Хожда Насреддин узбек, тоже сказки. И какая вообще разница!
askar_turebekov
30-01-12 06:21
Алпамыс из рода конграт не был узбеком-сартом
Turan
24-01-12 00:54
Салам уалейкум братья. Я считаю надо прислушаться к Байкалу, то что у монголов есть племя ТЁРГ и мы переняли самоназвание ТЮРК, значит мы происходим из динлинов и мы тюркские народы вовсе не тюркские народы, а ХАСАКские народы т.е. КАЗАКСКИЕ народ. Конечно это перевернет весь тюркский мир.
ЖАН
jangeldy_65@mail.ru
19-01-12 10:59
Вы что совсем что ли ВСЕ,Алпамыс это конырат,и божбан-его представители это Балуан шолак, олимп чемп Саттарханов и т.д.,а казахи и узбеки принадлежать к тимуридам,хотя и возможно и чингизидам-это уже удел ученых.А киргиз,казах,сунак и каракалпак сыновья одного человека
Галым
2марат
06-01-12 19:29
Ты сам-то понимаешь, что несешь!? А если сказать так- он был узбеком у узбеков много баҳодиры.
марат
sydykov1966
04-01-12 23:38
он был казахом у казахов много батыры
Узбек из Узбекистана
12-10-11 07:36
Ханство Абулхаира государство кочевых узбеков - кыпчакское
средневековое государство.
Алпамыс =Aday= Акпанов
11-09-11 14:08
\"АЛП\" - с древне тюркского \"ВЕЛИКАН\", \"МЫС\" - это \"МЕДЬ\", \"А\" как связующая \"О\", т.е. \"МЕДНЫЙ ВЕЛИКАН\".
Я считаю, что я АЛПАМЫС БАТЫР - КАЗАХ! И Я КАЗАХ! Границы территорий были так прозрачны.
Назира
----------
05-09-11 11:23
не был он ни казахом, ни узбеком..ни кем бы там еще..просто потому что когда жил он..даже понятия "узбек" "казах" еще не было
мадияр
madi-killer
12-08-11 17:16
да чо вы постаянна спорите на эту тему это история пишится на бумаге и его всегда можна изменить и сколька раз уже изменилась бог знает.эти герои жили столька веков назад тогда еше не была нации узбек или казах.но роды и племена наши канешна и были.так что что не нада спорить их уже все ровно нет.
узбек
12-08-11 16:54
узбекский алпомыш - это конграт узбек, и имеет мало общего с алпамыС/ , как и кон...рат,


1КАЗАК 2Конырат баласымын
09-08-11 18:21
Короче, что за комплекс, приписывать все казахское к узбекам? Если приходишь на казахский форум, веди себя как брат, а не как базарная проститутка! Попробуй побольше почитать истории, комплексов меньше станет - на вещи по-другому смотреть будешь! Поймешь, что Бумын-каган не алтаец, а тюрк, что Бейбарс не казах, а кыпчак, ЧТО ЭМИР ТИМУР НЕ УЗБЕК, А БАРЛАС.
А Кулшигаш прав (Сколько не встречал узбеков начинаешь спрашивать роды(конграт,найман ) они говорят что у них нет родов а конграты это каракалпаки). КОНЫРАТ являются КАЗАХСКИМ племенем и на этом точка. БЫЗ КАЗАКТЫН КОНЫРАТЫМЫЗ!!!!
Кайрат.
01-07-11 13:06
Кыпчакское племя Борi (волки ) Ель Борi (народ волков).
Из роду волков Ашина (благородный волк,кок Борi)-небесные кыпчаки.

Baykal
temirxanbay4@mail.ru
26-06-11 19:30
А шоно (ашина) просто был прекрасным военачальником, который объединил вокруг своего рода множество племен ,которые по ошибке именуют именем рода Шоно - "тюрки".
ТЮРКИ - это монголы, как бы это не абсурдно звучали.
Тюрки, то есть мы, - не ТЮРКИ, как бы это не абсурдно звучало.
Зря Кемаль искусственно переименовал народ АНАДОЛУ в "тюрк", откуда современные Турки.
Единственный народ, хранящий древнее имя наших народов - КАЗАХИ
Baykal
temirxanbay4@mail.ru
26-06-11 19:26
алпомыш (алпомыс) не может быть "тюрком", как и наши народы. Тюрк, тюркЮТ, современный вариант - ТЁРIГ, ТОРГУУД (монг) - это МОНГОЛЬСКИЕ ПЛЕМЕНА, родоночальник их ШОНО (А-Шина в Китайских источниках) - в переводе с монгольского ВОЛК. Но тем не менее основную часть Тюркского каганата составляли племена, зовущиеся по ошибке сейчас "тюрками" - теле, например, Yйсiн, и т.п. Которые берут свое начало от древнейшего народа Ди (позднее-Динлины), и имели ВСЕГДА, с наидревнейших времен одно, общее имя (так звали себя и Ди, и Хунну, и некоторые Карлуки, возможно Скифы, и многие-многие) - ХАСАК
Пора бы уже отказаться от лживой истории
казак
MIilipov@mail.ru
26-06-11 16:45
Что за бесконечные споры, когда жил Алпамыс не было наций узбек,казах или другие, был союз тюрко-монголских племен, и этим все сказано.нам всем надо гордится этим, что когда то жил герой, который защитил наши земли от кызылбашей (иранцев) и чинмачинов (китайцев).
Представьте себе, что кто-то задал вопрос Алпамысу, кто он узбек или казах или Тимуру хромому, да они так трахнули бы , по самое не могу, так что не надо изголятся над мертвыми (потому что они давно усопли и не могут вам ответить).
Айнур
18-06-11 01:03
KaraKessek_ARGYN тут ты не прав..... между шумерами и современными казахами связь все таки есть.
Алпамыс
ak95@mail.ru
06-06-11 16:51
так я не пойму я узбек или казах

алматы кз
atinets@mail.ru
16-03-11 17:08
Салам Казахам и узбекам и татарам которые задали такой вопрос. По моему Алпамыс из рода Конырат. но ведь коныраты есть как и среди узбеков так и среди Казахов. поэтому наверно и те и те правы. и внатуре что за глупости про китай британию и еще кого-то там. а аргентину Аргыны значит основали.
Узбек из Узбекистана
12-03-11 09:55
АлпамыС-это казах, а вот алпамыШ это узбек( из узбекских конгратов)- но корень у них один Кыпчаки
k_a_a
12-02-11 20:24
Алпомыш из Байсуна. Не было таких наций как казах, киргиз, узбек или таджик... Были тюрки, монголы, кипчаки и т.д. Это история, все меняется... Одно известно: нация под именем узбек появился намного раньше чем нация по имени казах. И сейчас узбеки вправе говорить что Алпомыш - узбек а не казах. Потому что он из Сурхандарьи. Так же Эмира Темура тоже они вправе называть своим. Потому что он из Шахрисабза (Кащкадаря). То что во многих источниках говориться что ее мать монгол, неправильно. Вторая жена его отца была монголом, а не мать его. И одно удивляет, почему казахи так упорно пытаются доказать что Темур казах. Никакого отношения ведь он не имеет к казахам: где он родился, где он жил, где была его столица.
Недавно открыл историю Казахстана, которая была недавно написано: увидел интересные факты, которых вообще не было, будто узбеки пришли с юга и поселились на землях казахов (имеются в виду территория от Ташкента до Джамбула). Чего этим добиваются авторы, вражды между двумя нациями, или хотят чтобы узбеки живущие там покинули эти земли. А ведь все наоборот, от Джамбула до Ташкента раньше принадлежало ведь Кокандскому ханству. Так и так хватает вражды (Кто хоть раз побывал на границе Узбекистана и Казахстана знает о чем идет речь). Меня пугает тот национализм, которого внедрили народам центральной Азии во времена Советского Союза. Товарищи, может хватит враждовать, Вы же все в корнях из одной нации.
KaraKessek_ARGYN
Kazakhу
10-09-10 23:57
Приятно, когда казахи интересуются и познают свою историю, гордятся ей и на разных форумах защищают ее от всяких ненавистников.
Но, меня и любого просвещенного человека вырубает, когда всякие неучи начинают придумывать всякие небылицы, типа (цитирую пост Kazakha в данной теме от 30-08-10 12:49):

"Сыновья Ноя – Хам, Сим и Яфет – это прародители трех казахских жузов" (!?).
Уахахахаха!!!!!

"Китай, Древний Рим, а также Британская империя созданы казахами(!!!). И среди египетских фараонов есть наши великие предки(!?).
Уахахахаха!!! Уже упал со стула!!!!

"Именно наши предки создавали великие цивилизации шумеров, Аккада, Ахеменидов(!!!)".
А я еще могу понять тех людей, которые доказывают, что Чингисхан был казахом, но чтобы на шумеров замахнуться!!!))) Мы, казахи, любим с умным видом горделиво утверждать вещи, которых мы сами не знаем)) Такой вот мы прикольный народ) Посмотреть хотя бы на Kazakha - вот чувак жару дает!

А если серьезно, то такие вот Kazakhи дико раздражают. Столько флуда и мусора и никаких знаний и интересных фактов! Столько громких слов, и все безосновательно - ни фактов, ни аргументов, ни мнений авторитетных ученых, ни черта, просто мнение - все произошли от казахов и все!!! А дальше сами разбирайтесь!!! Глупо.
Кипчак
09-09-10 23:56
Алпамыс кыпчак, а коныратам пора в монголию, :-)) Это тебе Нуржан, рас ты считаешь конырат монгольским родом. А узбекам могу сказать- ташкентом и самаркандом правили казахи когда то... Так что может это вы у нас героев переняли :-))
Akskl
31-08-10 07:47
Коныраты всегда были тюрками. Читайте мои переводы из Ховорта, например.

Henry H. Howorth \\"History of the Mongols\\" Part I \\"The Mongols Proper and the Kalmuks\\", London, Longman, Green and Co, 1876
с.35
...Курулас были частью тюркского племени Коныратов, т.о. связь с тюрками все еще поддерживается в этой легенде...
с.37
...Рашид говорит что она принадлежала к племени Курулас (т.е. она была тюрком)...

Henry H. Howorth \\"History of the Mongols\\" Part I \\"The Mongols Proper and the Kalmuks\\", London, Longman, Green and Co, 1876

с.38
...T.о. наиболее важная часть дарлегинов, а именно, Коныраты, которые образовали федерацию из шести племен, были, как я убежден, вовсе не монголами, а тюрками - взгляд, для подтверждения которого я должен сослаться на заметки в конце этого тома, где я также пытался показать, что их земли находились не в Маньчжурии, как аргументировал д\\'Оссон, а в западной части пустыни Шамо - к югу от реки Онгин. Некоторые из племен Нирунов, я так же считаю были, вероятно, тюрками, а именно, дюрбаны, барыны, и соканы, которые жили в центральной части пустыни - имя одного из племен все еще сохранилось там прикрепленным к округу Барын или Парын.
Имеются достаточные основания верить что Баяуты - еще одно племя дарлегинов - также были тюрками. Они жили на восточных притоках Селенги...

Henry Howorth \\"History of the Mongols - From the 9th to the 19th Century\\" Pt 2, The So-called Tartars of Russia and Central Asia, Division 1, Elibron Classics, @2005 Adamant Media Corporation, published in 1880 by Longmans, Green and Co, London

с.14
Бурте-чино - волк-прародитель \\"монгольского\\" императорского рода как нам сказали, был потомком кианов и принадлежал к племени курулас. Курулас, как мы сказали, были ветвью коныратов. Рашид ад Дин несколько раз говорит нам, что Алунг Гоа, которая была прародительницей \\"монгольских\\" ханов принадлежала к тому же племени курулас, из чего следует, что \\"монгольские\\" ханы происходили от того же ТЮРКСКОГО ПЛЕМЕНИ КОНЫРАТОВ. Так Кабул хан женился на Гоа Гулка, которая была из рода конырат, Исугей женился на Улун Еге или Огелен Ека, которая была из рода олхонуд. Главная жена Темуджина Бурте фуджин тоже была из рода олхонуд...
Kazakh
nurlan@rambler.ru
30-08-10 12:49
Ничего удивительного, предки современных казахов были прародителями многих древнейших цивилизаций на Земле. Сыновья Ноя – Хам, Сим и Яфет – это прародители трех казахских жузов. Китай, Древний Рим, а также Британская империя созданы казахами. И среди египетских фараонов есть наши великие предки. Именно наши предки создавали великие цивилизации шумеров, Аккада, Ахеменидов и других, не возможно их всех перечислить, короче их очень много.

http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1243051080
http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1280901540
KaraKessek_ARGYN
Нуржану
13-08-10 23:18
Да нет друг, петрю и уж точно получше тебя.

Во-первых. Говоря, что Алпамыс кыпчак, я не имел в виду казахский ру кыпшак, я имел в виду его принадлежность к кыпчакскому суперэтносу, ведь он известен практически у всех кыпчакских народов.
Одно дело племя кыпшак среднего жуза, и совсем другое дело кыпчаки как народ, чьими потомками сейчас считаются минимум 10 народов.

Во-вторых. Я прекрасно знаю, что коныраты имеют монгольские корни. Но в 13 в. они мигрировали в Среднюю Азию и буквально за 100-150 лет тюркизировались и стали частью огромного кыпчакского суперэтноса, поэтому я и говорю, что он кыпчак! Вероятно, Алпамыс родился в промежуток 13-15 вв., поскольку он известен кыпчакским народам, но абсолютно неизвестен монголам, что подтверждает гипотезу о его рождении в промежуток 13-15 вв.

Информация к размышлению - аргыны монгольских корней не имеют, Они жили в Дешт-и Кыпчаке ЗАДОЛГО до монгольского нашествия.

И потом, что ты меня тут "усмирить" пытаешься??? Тут узбек умничает и прыгает на казахов, а ты тут мне что-то высказываешь! Не хорошо бауырым, не хорошо!
Нуржан
ladny@ok.kz
11-08-10 17:03
KaraKessek_ARGYN

Дорогой Аргын. Для чего ты споришь в вопросах в которых ты не петришь. И в узбекском Алпамыш, и в Казахском Алпамыс - корень один. Предок один. Это -Конырат. Для твоего сведения Коныраты есть не только в казахской, узбекской, каракалпакской, крымчакской и др. нациях. И они истинные патриоты своей нации. Информация к размышлению, не может Аргын утверждать Конырату, что он кипчак. Коныраты происходят от древних монгол.
Как и Аргыны, Найманы, кереи, татары, жалаиры и многие многие рода которые живут не только в Казахстане.
KaraKessek_ARGYN
www.KaraKessek_ARGYN@mail.ru
08-07-10 23:38
Извиняюсь, последнее сказал не Кулшигаш, а кан!
KaraKessek_ARGYN
www.KaraKessek_ARGYN@mail.ru
08-07-10 21:40
Обращаюсь к 1

Во-первых, тебе еще раз повторяют - Алпамыс (ш) -кыпчак! Он не казах и не узбек!! Он кыпчак! А по этой причине он является общим для казахов, ногайцев, татар, кыргызов, узбеков, каракалпаков и т.д.!!

Во-вторых, имя \"Сабир\" (араб. Сабур, каз. Сабыр, узб. Собир) - не узбекское, а арабское, и переводится оно с арабского как терпеливый. Почитай побольше книг, может поумнее станешь ))

В-третьих, Чаманкент - по среднеазиатски (средневековый письменный язык \"тюрки\"), так впервые этот город упоминался в произведении \"Зафар-наме\". Но сами казахи называли его \"Шымкент\", поэтому город называется так, и никак по-другому!

В-четвертых, казахи (дулаты и коныраты) не забывали буквы \"г\"! По-узбекски правильно конграт, а по-казахски - конырат! Здесь нет правильно или не правильно, просто мы два разных народа, а поэтому и варианты написания и произношения слов у нас разные.

А насчет Мухаммеда Хайдара Дулати (Дуглати) - никто из историков и не говорит, что он казах, все знают, что он был могулом! Что за \"Махамбет Айдар Дулат\"!? У казахов есть и Махамбет, и Мухаммед, и Айдар, и Хайдар, что ты этим хотел сказать, странный парень (девушка)?

В-пятых, в среднеазиатских источниках племена дулат и конырат обозначались, расшифровывая с арабской вязи, как дуглат и конграт, но это не значит, что вариант с \"г\" правильнее! Просто персидские и среднеазиатские летописцы писали на том тюркском диалекте, который был им ближе, т.е. письменный тюрки, а не степной староказахский! А на староказахском буква \"г\" между двумя согласными не произносилась!

Короче, что за комплекс, приписывать все казахское к узбекам? Если приходишь на казахский форум, веди себя как брат, а не как базарная проститутка! Попробуй побольше почитать истории, комплексов меньше станет - на вещи по-другому смотреть будешь! Поймешь, что Бумын-каган не алтаец, а тюрк, что Бейбарс не казах, а кыпчак, ЧТО ЭМИР ТИМУР НЕ УЗБЕК, А БАРЛАС.
А Кулшигаш прав, какого узбека ни спроси, "кто ты по роду?", так каждый будет говорить - "у нас нет родов, а сам я с Бухары".
кан
07-07-10 19:06
Узбеков в современном Узбекистане ничтожно мало основная масса называющих себя узбеками это отюреченные сарты(уйгуры),таджики,еврей.Сколько не встречал узбеков начинаешь спрашивать роды(конграт,найман ) они говорят что у них нет родов а конграты это каракалпаки.В средневековье узбеки с каракалпаками рулили Ср.Аз. Вот в Афгане живут чистые узбеки и у них есть роды.
Sapar
temirov_s@mail.ru
07-07-10 10:22
Он для всех коныратов общий предок и общий батыр. Но насколько я слышал казахские Божбаны прямые потомки Алпамыса. А то что он жил на нынешней территории Узб., так они же кочевали, видимо на тот момента ставка была там. А что было позже уже не ясно, кто то остался кто то перекочевал. Вот почему эпос об Алпамысе есть не только у казахов...
Ринат
29-03-10 17:13
Не я не поиму в чем вообще перепалка ,Алпамыс батыр родом из Кыпчаков так .и у казахов и узбеков есть кипчакские корний .Когда Чингизхан начел восоединение тюрских народов он кипчаков в свои орды не принимал ,если принимал то их количество очень мала Большинство кипчеков ушло в разные народы .в венгрий в кыргызстане Башкирий Татарстане в казахстане и еще во многих странах где есть кипчаки .А язык то осталься кипчакский ,так что он принадлежит народам у которых в составе есть кипчакские рода.
1
Кулшигаш
23-02-10 23:55
Сабир Рахимов- видимо был оузбеченым казахом( о чем говорит узбекское Имя Собир)!
а вот Шымкент- неправильно , в древности назывался Чаманкент- в настоящее время должен бит ЧИМКЕНТ
1
23-02-10 23:43
казахские коныраты наверно и ест от токала-так как забыли букву "Г"- правильно конГраты,
дулаты забыли букву "Г"- правильно дуглаты!
Средневековый историк Мухамед Хайдар Дуглати - если он былбы казахом Он именавалсябы
Махамбет Айдар Дулат!!!!!1

Так что ребята подумайте хорошенько!
Кулшигаш
tamada-61@mail.ru
20-02-10 21:45
Вооще.о чем базар? Я сам чимкентский конырат. Черным по белому в эпосе же написано: \"Ерте-ерте ертеде, Жидели-байсын конырат деген елинде,...\" Что еще надо. А коныраты уже 1000 лет на этом свете. Мать Чины конырат, нагашы у хана конырат, куйеу бала у него конырат -выходит и он сам на 75 процентов конырат. А теперь насчет узбекских и других азиатских коныратах: все они потомки конырата Наганай батыра- у него было 32 сына как известно по шежире. Все казахские коныраты- это потомки от 8 его детей, а узбекские - это \"Иваны не помнящие родства\"- ведь у узбеков нет щежире и они являются потомками остальных детей токалов. которые остались на территории современного Узбекистана. Так что не надо ля-ля. У них и генерал Сабыр Рахимов был некоторое время \"узбеком\", но потом пришлось \"отдать\" его нам. А теперь насчет Жидели-байсын: земля эта находится на территории Джизакской области, где испокон жили коныраты, они и сейчас проживают там, но начали переезжать сюда втихоря, Граничит она с территорией Жетысайского района
Altyn adam
13-02-10 15:04
http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=1056

14.ҚОҢЫРАТ-ныне является одним из самых многочисленных родов.Потому как вместе с дулатами ихнием основным местопроживанием является Южно-Казахстанская область,самая густонаселенная область в Казахстане.,численность которой растёт очень быстро именно благодаря казахам.Унгираты (хонгират).Коныраты Средней Азии видимо правили остатком огузов.И дали им своё название,причину по которой огузский эпос Бамсы-Бейрек (Китабе дедем Коркут) ныне считается коныратским (Алп-Бамсы,Алпамыс) иначе не обьяснить.Среди казахских коныратов есть прямые потомки Алпамыса-они называются божбанами.Коныраты разделяются на Коктынулы,т.е.сын неба и Котеншы.
1
2
09-02-10 01:04
1.Возможно Асан Кайгы ища землю обитованную посетил Наш бойсун ,
2 . Почемуто в преданиях туркмены и казахи ссылаются на Наш Бойсун, а не на Алтай,
3. Это говорит о том что Алпомыш зародился именно в Наших краях (Сурх) минимум 1000 лет назад(вероятнее 3000 лет назад)
1
kazkah
09-02-10 00:51
А башкиры то же входят Ср, Аз. кажется или я ошибаюсь...
kazkah
08-02-10 11:00
У башкиров тоже есть кажется или я ошибаюсь...
2
08-02-10 10:50
Алпамыс не казах,не татар,не узбек,он просто тюрк.
2
1
08-02-10 05:51
Понятию «Жидели Байсын» синонимизирует понятие «Жер Уюк». В некоторых источниках пишется, что Асан Кайгы искал «Жидели Байсын», в других — «Жер Уюк». Этимологически «уюк» связанно с русским словом «уют». В казахском «уюк» означает теплую, удобную вещь, которую одевают на ноги и от которой становиться удобно, тепло. Поэтому добавление «уюк» к слову «жер» — «земля» дает понятие «удобная земля», «благодатная земля», можно даже сказать «готовая земля», то есть земля, в которой человек будет себя ощущать окруженным заботой, он не будет страдать ни от невзгод погоды, ни от социальных бедствий. Согласно легендам, Асан Кайгы искал такое место, где его народу было бы вольготно жить, скоту хватало бы корма, людям земли, не знали бы они недостатка ни в чем, и не страдали бы от превратностей природы. «Долго странствовал Асан Кайгы, все искал на свете счастливую страну, где много плодородной земли и многоводных рек, где народ живет, не зная нужды, горя и гнета, и где жаворонок вьет свое гнездо на пушистой спине барана» [5]. По одной версии, Асан Кайгы не нашел Жер Уюк, хотя в легендах он посетил многие места, начиная от Поволжья — места, где он родился, до Афганистана и Китая. Он был и на западе и на востоке, на севере и на юге казахской степи, и нигде не мог остановиться, получить удовлетворения от этих земель. Согласно другим версиям, он все-таки нашел такое место, правда, это место определяется по разному: от безопасных пастбищ около Ирана (в 15 сутках езды от Бухары), до «Жедели Байсын» в районе Самарканда. В каракалпакских и киргизских легендах есть аналогичная разноречивая информации о «Жидели Байсын», которая также связанны с Печальным Асаном.

в 14.15 вв Сурхандарьинский Байсун обозначался как Самаркандский вилает- совпадает с казахской версией!
Ето говорит в пользу того что ТЮРКИ расспространились не с Алтая а с Байсунтага( Сурхандарья)
1
Чингис
06-02-10 03:42
Среди сурхандарьинских и кашкадарьинских узбеков есть Конграды! БОЙСУН находится в Сурхандарье !
но ненадо укланятся от темы! Речь идет о казахской версии Алпамыса и о ЖИДЕЛИ БАЙСЫН- который находится по казахской версии ЗА БУХАРОЙ
2. Речь идет сперва наперва о СРЕДНЕАЗИАТСКОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ АЛПОМЫША и не надо путать сюда алтайцев и татаров!

3.Вопрос к казахам ктонибудь может пересказать казахскую версию поlhj,yj(((((9

Чингис
31-01-10 17:10
1,
ты читал предыдущий пост. Общее культурное наследие. Он есть у многих тюркских народов.
есть ли среди современных узбеков род Конырат? ) нет.
он не считал себя не казахом, не алтайцем, не башкиром, тем более сарт-узбеком..
Он из тюркского периода истории наших народов
1
Чингис
30-01-10 23:48
но как же\" жидели байсын\"- Жамбыл утверждал что он находится за Бухарой! узбекские конграты вовсе не забылись и имеют больше 100 родов!
2 узбекские конграды никогда не записывались в узбеков- Они были ими всегда! а вот казахские конГраты, некогда были узбеками, а потом сделались казаками!
3 Речь идет о географическом происхождении среднеазиатской версии АЛПОМЫША ,например туркмены в своих преданиях Алпамыш,ГЕРОГЛЫ и
Авазхан)-связывают с Бойсунским (сурх.)происхождением! также как и узбеков у туркмен Алпомыш сходится (только в туркменской версии за место конгратов- гелиаскеры)

Чингис
30-01-10 02:47
лингвистический анализ эпоса "Алпамыс батыр" показал что ему больше тысячи лет, то есть когда не было казахов и узбеков как нации. Эпос об Алпамыс батыре есть не только у казахов, но и у каракалпаков, башкир, даже алтайцев. Поэтому его можно считать общим культурным наследием.

а если углубится, то современные узбеки это на процентов 80% бывшие сарты.
Известно что Алпамыс батыр происходил из племени Конырат. Сейчас в своей основной массе они со своим название есть у казахов, тогда как коныраты, которые стали узбеками растворились в сартской среде, и не помнят своих родов и племен, но при этом сохранился сам эпос. А где он родился, это доподлинно не может быть известно, поскольку сам эпос как в казахском, так и в других тюркских варияциях полумифический, казахи считают что он был рожден в степях Дешт-Кипчака, алтайцы в на Алтае и т.д.
1
29-01-10 13:47
Алпомыш-узбек! рас имеет узбекское географ.происхождение, а казахи возможно переняли от узбеков (жидели байсын по казахской версии находится за бухарой)



Ваш ответ
Ваше имя:
Обратите внимание, что этом форуме можно писать только по-русски. Для общения на казахском приглашаем в казахские форумы.
Также запрещены тексты, набранные ЗАГЛАВНЫМИ и latinicey.
Ваш e-mail:
Текст:
Код на картинке:

обновить код
 




© 2002—2017   | info@kazakh.ru   | Блог  | О проекте  | Реклама на сайте | Вакансии 
Группа Вконтакте Страница в Фейсбуке Микроблог в Твиттере Сообщество на Мейл.ру Канал пользователя kazakhru - YouTube