Казах.ру
поиск по сайту и Казнету
rus / eng / kaz
Форумы
На русском языке
Қазақша сөйлесу
Последние темы всех форумов:

Кто знает хорошую гадалку в гораде Астана...
Ажырасқан келіншекпін...
Стоматолог в Алматы!!!...
Отбасын құрғым келеді,жалғыздық әйел баласына жараспайды, ...
Екінші күйеу іздеймін! ...
40-тан асқандар үшін танысу бұрышы ...
Үйленетін жігіт керек...
Ищу парня для серьезных отношений ...
Хочу срочно замуж. Кто хочет жениться? ...
Дам деньги в долг без залога в Алматы...










Общение

Общение: Список форумов
Форум: Казахи
тема: Легенды Хан-Орды


автор темы сообщение
Серк
alassg@mail.ru
03-07-13 11:35
Легенды Хан-Орды

Мои родители из ханской ставки – Хан Орда, ныне небольшой посёлок Урда в Западно-Казахстанской области.
Восьмого марта 2013 года нашему отцу исполнилось бы сто двадцать лет. В период первой мировой войны он работал лесником, т.к. имел лесотехническое образование. Далее, его годы учёбы в престижном университете были прерваны революционной волной семнадцатого года. И вся его трудовая деятельность в советское время, до выхода на пенсию, была связана с системой заготовки скота по Республике – отец был ревизором. Он знал толк в мясе. В отдельные голодные тяжёлые годы в нашей семье на отгонах Семиречья время от времени гостили Таир Жароков и Мухтар Ауэзов.
Матушка же наша в детстве получила персональное базовое образование, с ней в разное время индивидуально занимались семь мугалимов: по математике, по теологии, по литературе. Она наизусть знала многое из произведений Абая, Пушкина, Крылова, Гёте. Она читала арабскую вязь и знала Коран, но по жизни считалась безграмотной. Посвятив себя воспитанию своих детей, она только в период Великой Отечественной войны работала на фабрике по пошиву фуфаек для фронта.
Самым младшим в семье был - Ваш покорный слуга, кенже и маменькин сыночек, которому она уделяла всё свое свободное время от домашнего хозяйства, вечерами читая стихи родных своих братьев, которые погибли на фронте, а также рассказывала сказки, притчи и легенды.
У мамы на правой руке был второй мизинец за большим пальцем, т.е. она была шестипалая. Когда её спрашивали про роль этого малыша, она шутливо говорила, что у каждого из пяти пальцев есть своя функция, а так как она отмечена Всевышним, шестой её палец является перстом, объединяющим все остальные пальцы. И этого объяснения было достаточно. Мы же воспринимали это как данное. Но вот, однажды в студенческие годы, услышав притчу про функции каждого пальца, я вспомнил легенды, которые рассказывала на сон грядущий матушка моя.
В давние времена по всей необъятной степи в мире жило множество кочевых родов, основным промыслом которых был – «мал». Всё вертелось вокруг скота, это была и пища и транспорт и забава, ради пастбищ для скота выполнялись многодневные переходы и ради него совершались подвиги в защиту от врагов и от козней суровой природы. Падёж скота воспринимали как кару небесную. Скот был практически всем и вся, даже калым за невесту мерялся поголовьем скота выплаченным за неё. Старики до сих пор при встрече, в первую очередь, интересуются состоянием «мала». И в этой круговерти наши предки поклонялись вечному голубому небу, которое было над ними где бы они не были и восходу солнца, который рождал новый день.
Росла численность родов и тучность стад, где-то больше, где-то меньше и, быть бы миру на этой земле, однако население инородных, иноязычных племён живших сопредельно со степью также увеличивалось. Начались раздоры за владение пастбищами и территориями кочёвок, со всех сторон всё чаще стали проявляться агрессивные притеснения, вплоть до боевых стычек с захватом не только скота и исконных мест кочевья, но и полным уничтожением отдельных родовых общин. Каждый род был тростинкой, былинкой, который не составляло особого труда сломать, пустить по миру. И вот, когда нависла угроза потери вольной жизни и многие семьи оказались на пороге уничтожения, во главе степных кочевников стал батыр, который в жестокой схватке с врагами, имея цель - единение и сохранение сородичей, говорящих на одном языке, шаг за шагом в борьбе и лихолетье объединил ряд крупных, враждующих между собой степных кланов, сделав связку из былинок, которую трудно было не только сломать, но и согнуть, т.е. он оказался тем шестым пальцем от Всевышнего, который воссоединил всех степняков в единый народ. Воспрявшие духом старейшины объединённых семей, кланов и родов на курултае, подняв воителя на белой кошме в местности между горами Алтая и озером Балхаш, признали его единым Ханом, Ханом необъятных степных просторов, где на горизонте вставало солнце. Поклоняясь восходу солнца, кочевники ту сторону определяли как шыгыс, а сторону заката за горизонт - бату. Южная сторона для них определялась как сторона справа при преклонении колена на восход солнца - «оңтүстік» а северная - как «солтүстік», т.е. левая сторона. И именовал Хан себя, как - Шыгыс Хан.
Объединение моно язычных единоверцев степи заняло поколение. И когда любимый внук Шыгыс Хана вступил на трон в стороне багряно-золотого захода солнца, Шыгыс Хан назвал улус внука Алтын Орда и наказал звать его - Бату Ханом, т.е. ханом Великой степи на закате солнца.
Если на востоке подвластные земли в несколько переходов имели край у моря, то горизонт в стороне захода солнца манил всё дальше и дальше. Захват новых степных просторов, решение вопросов огосударствления и необходимость наличия глубокого и обеспеченного тыла выявило ранее неосознанные черты и способности многих степных родов. Именно в этот период расцвета Великой степи проявились объединяющие родовые функции -от каждого по способностям: «Ұлы жүзді таяқ беріп малға қой; Орта жүзді белсендіріп дауға қой; Кіші жүзді найза беріп жауға қой», т.е. это означало, что: сотни семей, кланов и родов тыла были объединены истинными ценностями великого дела кочевников – исключительной способностью приумножать стада; представители другой сотни, оказавшиеся по призванию рядом с правителем, проявили новую срединную, посредническую способность - вести дела государственного обустройства, принятия справедливых решений при трениях и спорах; а третья сотня, как ребёнок была мобильной, легкой на подъём и обладала воинственным характером, в силу чего оказалась на острие освоения степных просторов в сторону захода солнца. Так, сформировались три жуза и, у каждого была своя функция и роль в развитии нации.
Народ, который был разбросан на широких просторах, был щедр, добродушен и гостеприимен, а в крови был подвержен протекционизму, что не способствовало успеху в боевых действиях, поддержанию необходимой военной дисциплины. Были ханы, были султаны и бии, были богатыри - батыры. И была мудрость Шыгыс Хана в действенности военного уложения - над каждой тысячей воинов назначить независимых нойонов-смотрящих, родовитых представителей из подвластного иноязычного тайпа, что в конечном итоге во многом определило успешное продвижение кочевников до последнего моря на закате солнца.
И, наконец, тюрк-кочевник – это тип «Homo sapiens», взращённый из века в век степным мясом и «сорпой». Опыт уложения, обычаи и наитие в разные периоды года кочевнику определяли традиционный цикл мест выпаса «мала» – степь-«қыстық»-джайлау-степь. Магия трав сердца евразийского континента является особенной для откорма скота и в каждом регионе необъятных просторов она придавала свои вкусовые нюансы мясу, присущие только в данной местности. Мой отец мог безошибочно и достаточно точно определить по вкусу и запаху мяса бешбармака, «сорпа» - выпасы скота по регионам Казахстана. Территория тюрка-кочевника ограничивалась вкусовыми приоритетами его повседневной основной пищи. Он, как гурман, не мог переносить запах и вкус еды приготовленной из мяса скота вскормленных в лесах, пустынях и, даже в той же степи, но с иными климатическими условиями. Великая степь от Едиля до Алтая – вот та колыбель, в которую он всегда мечтал возвратиться в походах, вот та генная, неосознанная тяга к исключительно степным запахам и вкусам исконно традиционной пищи, которая волновала его душу и плоть. И батя мне говорил, что только дефицитом животворных запасов – «жал», «жая», «казы», «карта», потерей чистоты вкуса и запаха мяса «мала» вскормленного без степных трав, можно объяснить возврат воинов Шыгыс Хана от Адриатики, из срединной Европы с её обильной растительностью в солончаковые степи между Едилем и Жаиком.



автор ответ
Мика
30-05-16 21:52
класс
Web
31-07-13 06:50
Полынь степей


Степной травы пучок сухой,
Он и сухой благоухает!
И разом степи надо мной
Всё обаянье воскрешает...

Когда в степях, за станом стан,
Бродили орды кочевые,
Был хан Отрок и хан Сырчан,
Два брата, батыри лихие.

И раз у них шел пир горой -
Велик полон был взят из Руси!
Певец им славу пел, рекой
Лился кумыс во всем улусе.

Вдруг шум и крик, и стук мечей,
И кровь, и смерть, и нет пощады!
Всё врозь бежит, что лебедей
Ловцами спугнутое стадо.

То с русской силой Мономах
Всесокрушающий явился;
Сырчан в донских залег мелях,
Отрок в горах кавказских скрылся.

И шли года... Гулял в степях
Лишь буйный ветер на просторе...
Но вот - скончался Мономах,
И по Руси - туга и горе.

Зовет к себе певца Сырчан
И к брату шлет его с наказом:
«Он там богат, он царь тех стран,
Владыка надо всем Кавказом, -

Скажи ему, чтоб бросил всё,
Что умер враг, что спали цепи,
Чтоб шел в наследие свое,
В благоухающие степи!

Ему ты песен наших спой, -
Когда ж на песнь не отзовется,
Свяжи в пучок емшан степной
И дай ему - и он вернется».

Отрок сидит в златом шатре,
Вкруг - рой абхазянок прекрасных;
На золоте и серебре
Князей он чествует подвластных.

Введен певец. Он говорит,
Чтоб в степи шел Отрок без страха,
Что путь на Русь кругом открыт,
Что нет уж больше Мономаха!

Отрок молчит, на братнин зов
Одной усмешкой отвечает, -
И пир идет, и хор рабов
Его что солнце величает.

Встает певец, и песни он
Поет о былях половецких,
Про славу дедовских времен
И их набегов молодецких, -

Отрок угрюмый принял вид
И, на певца не глядя, знаком,
Чтоб увели его, велит
Своим послушливым кунакам.

И взял пучок травы степной
Тогда певец, и подал хану -
И смотрит хан - и, сам не свой,
Как бы почуя в сердце рану,

За грудь схватился... Все глядят:
Он - грозный хан, что ж это значит?
Он, пред которым все дрожат, -
Пучок травы целуя, плачет!

И вдруг, взмахнувши кулаком:
«Не царь я больше вам отныне! -
Воскликнул.- Смерть в краю родном
Милей, чем слава на чужбине!»

Наутро, чуть осел туман
И озлатились гор вершины,
В горах идет уж караван -
Отрок с немногою дружиной.

Минуя гору за горой,
Всё ждет он - скоро ль степь родная,
И вдаль глядит, травы степной
Пучок из рук не выпуская.





Ваш ответ
Ваше имя:
Обратите внимание, что этом форуме можно писать только по-русски. Для общения на казахском приглашаем в казахские форумы.
Также запрещены тексты, набранные ЗАГЛАВНЫМИ и latinicey.
Ваш e-mail:
Текст:
Код на картинке:

обновить код
 




© 2002—2017   | info@kazakh.ru   | Блог  | О проекте  | Реклама на сайте | Вакансии 
Группа Вконтакте Страница в Фейсбуке Микроблог в Твиттере Сообщество на Мейл.ру Канал пользователя kazakhru - YouTube