Казах.ру
поиск по сайту и Казнету
rus / eng / kaz
Форумы
На русском языке
Қазақша сөйлесу
Последние темы всех форумов:

Продам ТОО со строительной лицензией ...
Ищу работу в новом сетевом маркетинге...
Куплю ТОО ...
Детские сады в Алматы... ...
Кiшi жуздер, алшындар, барсындар ма...
Куплю лук, картошку, горох...
Куплю радиодетали...
Обмен мест в детских садах г Астана...
Ищу дистрибьютора в Казахстане...
ДӘСТҮРДІҢ САҚТАЛУЫ ...










Общение

Общение: Список форумов
Форум: Шежире
тема: Шакшамдар отзовитесь !


автор темы сообщение
Бейбіт
beibit@taxtaraz.mgd.kz
08-03-07 17:39
Улы жуз, Байдолла, Шакшам .. то что знаю, что можете добавит ?

автор ответ
Хамзат
Hamann_88.8@mail.ru
03-01-18 08:55
Всем доброго дня суток. Мен Как Шакшамбын,Биз Шымкент облысы Байдибек ауданы Алгабас районы Кошкар ата ауыланан боламыз(Кенсай) (Михайловка) бурынгы. Шокайлар Актас ауылында,Биздин ауылда Шакшамдар,Алакцшиктер жане Сикымдар да бар
Мейрам Шотай
mei-khan1960@mail.ru
04-12-16 04:41
Как говорят мудрые тюрки : Философия начинаетсямс удивления .../ Аль Фараби / ...сверх человека реактиализуется идалогигическая площадка для родственника Карпык Батыр ( Ботбай )
Газиз
tgazizz011@gmail.com
04-10-16 04:47
Шакшамдарга улкен Салем.Атым Газиз,Папам Большевик ауылынан болат.Астанада бар ма Шакшамдар?87011414888
Айдос
Dos87_87@mail.ru
07-09-16 11:47
Масиралиевтереде бар. С болшевика
Муралиева Асель
Aldo13@list.ru
27-06-16 21:21
Добрый день, ВСЕМ!!! Меня зовут, Муралиева Асель Ермекбековна 17.04.1987 г.р. Из рода - Шакшам. Отец - Муралиев Ермекбек Калмаханулы. Дед - Муралиев Калмахан Муралыулы. Младший брат - Муралиев Нурлан Ермекбекович. Сын младшего брата - Муралиев Даулет Нурланович. Родня со стороны отца из села Большевик, ныне Актоган. Я родилась в Алматы. Долгое время жили в г.Тараз, по ближе к селу Большевик. Когда были живы бабушка с дедушкой часто ездили в аул. После их смерти, переехали в Алматы. В данный момент живу в Алматы. В село Актоган есть родственники, не часто посещаем их. Езжу только почитать молитву и посетить могилу предков. У жителей села Актоган было шежире о происхождении Шакшамов, как рассказывал мне дед, которую в свою очередь жители передали в мечеть, для культурного наследия. Но, после, никто не знает, куда подевалась эта книга. Очень прискорбно, что от безответственности некоторых людей приходится собирать историю, происхождение и шежире Шакшамов по крупицам. Буду рада общению с Шакшамами. Хотелось бы узнать больше о происхождении Шакшамов.
Назира
nursezim86@mail.ru
13-05-16 11:08
Всем привет я Назира из Мерке тоже шахшамка. Всех шахшамов уважаю и люблю. Шахшамы только вперед
ернур
24-11-15 11:02
шақшамдар алға!!!!!! ақшақшам
Галия Асылбек
да
19-11-15 17:48
Я Шахшамка из Мерке
Максуд
m.makal@mail.ru
03-10-15 14:01
Доброго дня всем на форуме.Много лет назад я жил в селе Большевик.Потом уехал в другую республику.В памяти мало,что сохранилось.Помню только одного человека по имени Абдразак( Казак).Хотелось бы узнать .живут ли в селе его дети?
Жасулан
Jasik2294@mail.ru
15-06-15 14:39
Из Шымента я!😄...кара ШАКШАМ!!!👆
Айзат
ers.rap@mail.ru
15-04-15 20:14
Шакшамдар шашады баскалар кашады шакшамдар салем!
Сауле
14-03-15 19:58
привет всем актоганским большевикским шакшамам.ищу своих сородичей? я дочь батырхана баймбетова истинного шакшама. - баймбетова сауле батырхановна. искренне прошу отзовитесь или найдите мне родных.
Аман
abeke_tb@mail.ru
17-02-15 06:29
История племени шахшам.
Уважаемые родственники- шахшамовцы!
Как и было обещано, по заданию старейшин, вышла с издательства «История племени шахшам».
Книга «История племени шахшам» написана на основе исторических материалов, с использованием архивных данных летописей древнего Китая и выдающихся ученых-историков нашего времени. Это научный труд- результат многолетних исканий, сравнений и анализов. Книга охватывает исторические данные начиная с шестого века нашей эры и заканчивается годами независимости.
Начальный вариант книги был написан на русском языке и затем самим автором переведен и издан на казахском языке. С историей изложенной в книге возможно не все согласятся, но думаю, никто не останется равнодушным. Пока издано ограниченное количество- 300 экземпляров. Эксперты, учитывая высокую ценность материала и трудоемкость книги определили начальную стоимость в 3000 тенге за один экземпляр. Учитывая отсутствие специального пункта по реализации, минимальная партия продажи 5-10 экземпляров.
Всем желающим приобрести книгу «История племени шахшам» для себя или для своих потомков прошу обратиться по адресу: abeke_tb@mail.ru или по телефону 87017636221
Иногородним шахшамовцам, во избежание лишних затрат, необходимо скооперироваться по месту жительства и поручить лицу, выезжающего в город Шымкент для приобретения книги.
С уважением ко всем шахшамовцам, Жолдасов Аман

Аман
abeke_tb@mail.ru
13-02-15 05:37
Братья шахшамы! Вышла из печати книга \"История племени шахшам\", написанная на основе исторических материалов. Желающим приобрести книгу звонить по телефону 87017636221 Минимальная партия реализации 5-10 штук. Количество книг ограничено.
Булбул
gababota_8486
01-01-15 16:34
Я тоже шахшамка мои родители развелись когда я была маленькая .слышала что мои коренные с большевика .но живут они в луговой. Пишите буду ждать
Айдын
shaki_aika@mail.ru
18-12-14 12:15
Я Шакшам. Меня зовут Айдын. Мне 20 лет. ",среди шакшамов есть чемпион республики 1987 года по казахша курес Тилемисов Нуржигит.Так что бауырлар, ищите друг друга,в месте мы сила!"
Я дочь этого человека.
Елизавета
yelizaveta1990@gmail.com
06-12-14 11:31
Привет всем!!!! Я чистокровная казашка и шакшам, отец с Меркенского района село Большевик (кажись так пишеться), завут его Абдиев Бейбит. Буду рада если напишите четкую информацию про род Шакшам на мой е-майл. Спасиб и не против знакомству с родными! Если среди вас есть мои незнакомые родственники я внучка Абдиев Турапбай.
Жакс
31-10-14 10:36
Шакшамы рулят)
Аман
abeke_tb@mail.ru
22-10-14 11:42
Касательно запроса Алоуддина! В Ташкенте вы не сможете приобрести книгу Шахшам шежиреси. Выпущено было всего 300 экземпляров, в основном разобрали шахшамовцы из Жамбылской области.
Алоуддин
aladin61@mail.ru
15-10-14 10:35
Шакшамам всего мира пламенный привет и мои наилучшие пожелания.Подскажите пожалуйста , можно ли приобрести ШЕЖИРЕ в Ташкенте ?
Ayaulim
Aiauka--95@mail.ru
09-08-14 18:02
Salem bauirlarim

Аман
abeke_tb@mail.ru
17-06-14 11:05
братья шахшамовцы! вышла из печати книга Шахшам шежиреси!
Аман
abeke_tb@mail.ru
18-03-14 08:38
Привет, всем шахшамовцам! Родословная книга Шахшам- шежире выходит из печати в апреле-мае 2014 года. История племени Шахшам выйдет из печати чуть позже. Аман.
Гульайым
gyltaraz@mail.ru
07-02-14 09:33
Жарайсыңдар - ШАҚШАМДАР!!!
Койбагарова Назира Бахытовна
aia_i_siko
14-12-13 12:02
Я тоже шакшам вернее ак шакшам, живу в Мерке всем привет
Назира
aia_i_siko
14-12-13 11:59
Привет я тоже шакшамка, Улы жуз ак шакшам, я из Мерке данный момент там живу.
ернур жылысбаев нурбекулы
zhylysbaev@inbox.ru
09-12-13 18:33
я шакшам село актоган всем салам
diana
diana_97_14.kz@mail.ru
23-11-13 20:37
У нас не бывают конгрессов!! Я шакшамка и мы от носящийся к Дулату!
Мукашов Нурбек Жылысбай улы 1978 23 09
02-09-13 09:37
Я родом Мерке с Актоган ул Абая дом 35 всем шакшамам салам проживаю городе Жезказган
Кадирхан Азат улы
27-05-13 08:21
я село актоган всем шакшамам салам
Байжан
www.merke777mail.ru
28-04-13 10:33
да
Меруерт
meltem.kz@list.ru
07-02-13 17:50
Здравствуйте братья!я шакшамка.отец из Меркенского района,село Большевик.хотелось бы по больше узнать о родословной шакшамов!
Аселёк
angelo4ek_aselek@mail.ru
01-02-13 18:59
я из Джамбульской области города Каратау
Аселёк
angelo4ek_aselek@mail.ru
01-02-13 18:57
всем привеет!я шакшамка хочу общаться с шакшамами..
Арман
27-12-12 20:34
Салам шакшамы! Я живу в Уральске мой папа с села Большевик Джамбульской области хочу по больше узнать про свой род кто знает поделить информацией пожалуйста!
фариза
k.fariza93@mail.ru
24-10-12 18:45
всем привет,я тоже шакшамка,село актогану привет от караганды
Султан
sultan.mametov@inbox.ru
20-10-12 14:56
Менин есимим Султан Шымкент Улы жуз Шакшам
Кадыров Болатхан 11 03 1970
16-09-12 11:34
Я село Актоган Меркенкого раиона Асаламалеикум всем Шакшамам
Талим
09-09-12 18:37
Я шакшам село Актоган меркенский р-н Жамбылской обл Меня зовут Талим Всем шакшамам салам.
нуржан
murzakulov1975@mail.ru
19-04-12 15:02
я кара шахшам и сильно горжусь этим
АДЛЕТ ИСМУХАН
7770144448@mail.ru
04-04-12 20:08
здраствуйте братцы шакшамы! Я ШАКШАМ с Мерке ! мой родственики Ес1мхан ата Батырхан ата Кенжыхан ата ДЫНМУРАт брат Димаш брат Ербол Нурислам Ескенд1р Еламан Мадияр Бахтияр Марат ага Алимбек ата Токшылык ата !!!!! я Исмухан Адлет ЕРланулы !!!!! шакшамы вперед!!!!!
Medeu Abdibaev
Medeu_sport@Mail.ru
29-03-12 11:58
Салам братья.Я тоже ШАХШАМ. ШАХШАМ Мерке рулят. Салам селу Актогану и Турсынгали братан. Салам всем кто меня знает ШАХШАМЫ. Большевик 93 всем уважуха
Бахтияр
www.baha-2483@mail.ru
15-02-12 19:00
салам братья я Шакшам из Шу но корни из аула Большевик Меркенского района. С Шакшамами не приходилось общаться кроме родственников по этому даже не знаю о 4ем поговорить с вами. Так что пишите пообщаемся. Всем удачи.
Аман
23-01-12 09:35
на данном сайте достаточно материалов про Шахшам. просто надо внимательно прочесть...краткая история шахшамов изложена на казахском сайте. скоро выйдет полная версия истории шахшамов..
Daniyar
Talib_093@mail.ru
08-01-12 19:23
Шахшамы Только Вперёд
Сауран
kursant.net
03-12-11 17:58
Я внук Еркинбека Турысова, Сауран Еркинбеков. Сын Нуржана Турысова. Даваите общяться ШАКШАМЫ!
Наурыз Кулданов
naurizartvokal@mail.ru
02-12-11 19:59
салам алейекум бауырлар шахшамы !!!! Нуркелди да я сын Талгата,
Спасибо благодаря сайту я узнал много чего о нашем роде. Нашел своих братьев и сестер. Спасибо и я горжусь что я шахшам. Шахшам это великий народ !!!!
Руслан
bura007@mail.ru
26-10-11 14:58
Привет,всем шакшамам!!! Я родом из г. Тараза, мои родители развелись еще до того, мне год еще не исполнилось. Но я Шакшам,среди него Сары Шакшам. А дальше не знаю... Если есть информация скиньте на сайт
Ника
nika_freedom85@mail.ru
18-10-11 10:53
привет всем! когда у меня спрашивают мой род я говорю Шакшам...его практически никто не знает...мне так обидно и начинают расспрашивать кто по старше...а я не знаю что ответить...говорю ага баласымыз...все равно думают что мы из Дулата происходим...но отец говорит...что это не так...мой дедушка из Большевитских Шакшамов...
Турсынгали
Tursunmerke@mail.ru
18-10-11 07:24
Салам бауырлар! Я из село Актоган Меркенского района Жамбылского области. Из рода Шашкшам. Добовляйтесь комне пообщяемся узнаем о друг другах кто есть сын кого
symbatik
symbat_96_girl
17-10-11 18:44
приветик всем шахшамам!я Байтас Сымбат тоже с Мерке село Актоган и я тоже с племени шахмам!и хочу узнать много чего о шахшамах!отец мой Нысанбаев Нурбол Байтасович и мама Амирханова Жаныл Серикбаевна они оба с племени шахшам!и я настояшая шахшамка!так что пишите шахшамы!
ерлан
ereha@list.ru
25-09-11 13:17
Салам братья. Как у вас у всех дела? Я тож являюсь из родом шакшамов. Я рад что есть у нас шакшамов свое такое сообщество. Добовляйтесь комне пообщяемся узнаем о друг другах кто есть сын кого
Нуркелди
nurgeldi.96_kz
10-09-11 22:26
Салам бауырлар , мен Актоғаннан ШАХШАММЫН,Наурыз сен Талғат ағанын баласысынба
Галымжан
galimjan-1978@mail.ru
02-09-11 13:46
Я шакшам Всем Привет!
Наурыз
naurizartvokal@mail.ru
08-08-11 13:58
я Наурыз я с Мерке с Актоган в данный момент проживаю в Алмате. я шакшам хочу найти всех шакшамов отзовитесь все у меня дедушка Аскер Кулданов Проживает щас в Чимкенте он режиссер свяжитесь с ним он для постановки спектакля недавно поставил в театре имени Шанина спектакля про байдибек и про шакшамов он исследовал
аман
aman_tb@mail.ru
20-05-11 12:43
Несмышленным братьям!То что Шахшамы не относятся к племенному союзу Дулат согласно исторических материалов и данных родословной Шежире считается не только доказанным, но абсолютной истиной и в наше время это обсуждать, мягко говоря, некрректно.
аман
aman_tb@mail.ru
05-05-11 14:06
Пламенный привет всем моим братьям-шахшамам! Ждем от вас материалы и любую инфрмацию по истории шахшамов! Скоро выходят на ваше обозрение две книги на казахском языке:
1. Родословная шашамов(шежире )
2.История племени Шахшам( по историческим материалам)
В этой связи просим вас отозваться и высказать свои мнения, изложить свои пожелания и суждения.
Направляйте материалы в мой адрес: aman_tb@mail.ru
С уважением, Жолдасов Аман.
askar
askar_2191
20-04-11 18:00
Ассаламуалейкум бауырлар
Сырым
smd-69@mail.ru
26-03-11 15:33
Шакшамы! Танат Отарбаев ждет вашего звонка
Мурат
muratttt@mail.ru
25-03-11 15:16
Шакшамы! Почему не звоните мангистаускому авторитету Отарбаеву Танату ? Он злой на своих сородичей...
Айдос!
Tleuzhanov@mail.ru
23-03-11 16:39
Есть еще один великий сын славного Шакшамского племени Тулендиев Достай- прокурор в Кызылорде
Айдос!
Tleuzhanov@mail.ru
23-03-11 16:34
Танат Отарбаев - есть такой великий сын славного Шакшамского рода, из Большевистских, весь Мангыстау держит в руках, адайцы и тазы его на руках носят. Телефон Отарбаева Таната 8-701-831-50-59.
Шакшам Дулат
Псевдоисторикам
22-03-11 18:33
Не скатывайтесь до уровня Фольк хистори, Шакшамы не являются Тюрками Шато, Шакшамы входили в племенной союз Дулу, и ныне мы являемся одними из великих Дулатов!
siko
siko10_91@mail.ru
16-03-11 18:15
я шакшам с родом Джамбылская область.меркенский район.село Актоган пишите будем общаться!!!
аман
aman_tb@mail.ru
12-10-10 15:11
Уринбаеву Алоудину. тропу предков воглавляет Бахадыр Атемов
телефон 526427 в г.Шымкенте. Жолдасов Аман.
Алоуддин Уринбаев
aladin61@mail.ru
05-10-10 12:52
Братья и сестры !!! Хочу записатся в тур поход "тропа предков". По рассказу Аман ага узнал , что он проводиться ежегодно. Подскажите кому обратиться...
Lazira
Lyaka77777@mail.ru
16-09-10 17:57
когда будет конгресс шакшамов, господа?
Алоуддин Уринбаев
aladin61@mail.ru
08-07-10 13:01
Ассалому алейкум братья и сестры !!!
Огромное спасибо Аман Жолдасову за статьи. Мой покойный отец Жолдас Оринбаев постоянно твердил , что мы Шакшамы относящийся к Дулату. А вы говорите что мы не Дулат... и еше про нашей родословной могу сказать "Жалпетег дулат Меркеден шиккан шакшам" ...что бы это значило ...Узбекистан.Чиназ (Шиназ.)
Lazira
Lyaka77777@mail.ru
26-06-10 22:10
Уважаемые шакшамцы! Хотелось бы держать свявзь с братьями и сестрами! Отец с Большевика ( ныне Актоган).
Для нас это родное место! Отзовитесь все шакшамы! Надеюсь поддерживать связь.
В данное время живем в г. Алматы, но не раз нигде не встречалт шакшамов.
Алибек Томашев
16-03-10 16:48
Салам всем Шакшамам. Я Большевиковскии Ак - Шакшам. Живу в Таразе. Если что пищите !!!
МЕДЕТБЕКОВ УЛАН-ШАХШАМ
SHARK_ULA
19-01-10 13:20
R E S P E C T ВСЕМ ШАХШАМАМ!!!!!
УЛАН-ШАХШАМ
SHARK_ULA
19-01-10 13:13
Ассаламуалейкум мои братья ШАКШАМЫ!!!!! Я ТОЖЕ ШАКШАМ!! Родился в МЕРКЕ-АКТОГАН!! ЖИВУ В АЛМАТЫ, Я думаю нас так мало-потому мы должны поддержывать друг-друга!!!!! ОТЗОВИТЕСЬ!!!! пишите на ( SHARK_ULA@MAIL.RU )
Жасулан
dark185@mail.ru
27-12-09 16:45
Салам. Я тоже кара-щакщам. Из Мерке. У кого есть шежире братья?
Жолдасов Аман
aman_tek@mail.ru
18-09-09 08:15
Аман Жолдасов

Шато (Шуато), их потомки Уаки и Шахшамы.

Кто является потомком древнего тюркского племени Шато?
Название Шато (Шуато ) это китайская интерпретация названия племени Шуоқшам.
В названии Шуоқшам четко просматривается название племен:
- Уақ-Уоқ т. е Шу оқ-Стрела Шу
- Шоқай-Шу оқ ой т.е. - Стрела Шу в низине
- Шақшам-Шу оқ шам-народ Стрела Шу (шам-часть народа)

Мы считаем, что каждый род или племя казахского народа, дошедший до нашего времени с глубины веков, и каждый род имеющий свою многострадальную историю, достоин великого уважения и бесконечного почитания потомков.
Необходимо отметить, что никогда название племени Уақ не означало мелкий. Уақи не мелкий народ, а потомки великого племени, который с VII века как и нынешние Шақшамы происходят от племени, который в древности назывался на китайский манер Шато.
По проведенным нашим анализам получились очень много интересных выводов, в корне опровергающие сложившие взгляды на древнюю историю племен, однако традиционная официальная история вряд ли примет нашу альтернативные изложения, написанные на основе китайских источников, и которые не вписываются в стереотипы сложившихся мышлений наших ученых.
Мы, группа энтузиастов, провели исследования и пришли к выводу:
По историческим сведениям, изложенных в китайских летописях «Ганму», «Таншу» в составе племенного союза Алты Шу елі в VII веке было шесть племен- Шуми, Шумигунь, Шубань-2 (Иобан-Албан ), Шуюйе и Шато, всего шесть племен-шесть Шу. Из Шуйюйе выделилось Шато (Шуато-китайское произношение), который расшифровывается как «Шу оқ шам», означающий часть воинственного народа проживающий на берегу реки Шу. Есть также неподтвержденная версия, шам- означает «горячий» т.е. воинственный горячий народ, проживающий на берегу реки Шу, а великая река Шу- древняя колыбель многих кочевых племен.
Приведем примеры:
От Шу оқ шам – получилось Шақшам, часть воинственного народа проживаюший на берегу реки Шу.
От Шу оқ шам- получилось Шу оқ ой (Шоқай), воинственный народ обитающий в низине реки Шу.
От Шу оқ шам- получилось также Шу оқ – это и есть Уоқ-Уақ (У оқ) и первоначальный смысл названия – «стрела Шу». Шато по китайски ничего не означало и не означает, потому что это искаженное произношение от названия от Шуоқшам или от Шақшам. Некоторые авторы склонны называть Шато песчаной пустыней и утверждают, что это и есть перевод от слова «Чу чоль ель». На самом деле нет никакого перевода с китайского. Как нам удалось выяснить у китайских филологов (на наш запрос получен официальный ответ с Китая через управлющую китайскую фирму ШНОС -ТОО «Петро Казахстан», что нет и не было у китайцев слова шато, а это только искаженное произношение от «Шу оқ шам»). Китайцы Шу оқ шам или Шақшам произносят как «Шато» или вернее Шуато, потому что сочетание букв «хш» для них это буква «т», а согласный звук в конце слова они вообще пропускают или добавляют мягкий знак (например: Алаш-Хилоши, Ысты-Нушети, Жаныс- Шуниши, Ошакты –Хулуши, Шапырашты-Шапо, Шахшам-Шато, Шымыр-Шуми, Кулан-Цюйлань и т.д.) Согласно наших проведенных исследований получается, что потомками древнего племени Шато являются нынешние Шақшамы, Шоқаи проживающие на юге Казахстана, переселившиеся с Cемиречья и Тарбагатая в годы джунгарского нашествия в XVIII веке а также Уақи, которые сейчас в основном живут на севере страны.
Шақшам не имя конкретного человека, а название племени, который происходит от Шу оқ шам, а тот сложился от осколков народа при распадении племенных союзов саков и гуннов. Однако некоторые известные писатели считают, что Шақшам это конкретное имя вождя племени Шу оқ шам. Как известно саки и гунны были великими народами, но они не исчезли с лица земли, а растворились в новых племенных объединениях, как Уйсуни, Канглы и Алшыны.
Смысл названия Шақшам, который удалось расшифровать в результате анализа данных, от названия древнего племени «Шуоқшам», где Шу-река, оқ-стрела, шам- часть народа (ел) т.е. воинственный народ, обитающий на берегу реки Шу или воинственный горячий народ, проживающий на берегу реки Шу. Племенной знак-тамга Шақшамов это оқ-стрела(жебе), а боевой клич племени Бахтияр, Майемген.
Племя Шато в VIII-IX веках проживало между Алтаем (Алтын тау-золотая гора) и Алатау (Алланың тауы-горы Аллаха) и поэтому песчаную степь, которая между ними, назвали так по названию племени, но не наоборот, а раньше до VII века эта степь называлась по другому. Как может народ, получивший свое название от реки Шу, переселиться в другое место и сразу же поменять название по новому месту обитания. Так просто не бывает. Пустынная степь Шато не может означать по китайски песчаная степь, как пытаются представить писатель-историк Промыслов Г.А.и писатель Ренэ Гроссе. Академик В.Бартольд, вообще без всяких оснований, считал племя Шато токуз-огузами, хотя любой историк знает, что токуз окузы это древние предки современных уйгуров. Бичурин писал, но все таки категорически не утверждал, что возможно племя Шато стало называться по названию песчаной степи, и при этом он почему то не принял во внимание, что Шато входило в плем союз «Шесть Шу» по названию реки Шу, где они сложились и обитали в VII веке.
Академик Алкей Маргулан утверждал, что история древних Уақов начинается с VII века нашей эры (как и Шақшамов) и, что некоторые китайцы прозвали Уақов онгутами. Если это так, то по нашей раскладке получается: уақ ху- уанг ху- онгху-онгхут и наконец онгут, где ху- по китайски означает западный народ. Французский ученый писатель Ренэ Гроссе в книге «Империя степей. История Центральной Азии» приводит интересные исторические факты про племя Шато, например: «….и двор обратился за помощью к новой тюркской орде, название которого звучало по-китайски как чол-чу-ю, что на переводе на китайский язык означал ша-то и это народ пустыни и песка, стр.145»
Давайте рассмотрим вместе: чол-пустыня, чу-река, ю-юрт (журт- люди)-вроде получается: люди из чуйской пустыни! И как теперь, после этого чол-чу-ю может читаться или произноситься как ша-то. Полное несоответствие! Зато Шуоқшам без особых натяжек читается на китайский манер как Шуато-Шато и по смыслу и по содержанию полностью соответствует названию.
И здесь же, на стр 145 «….В самом деле, шато откололось от основной массы ту-че, проживающего с седьмого века восточнее озера Бар Кол». Видимо Ренэ Гроссе хотел показать что это племя чуюйе, потому что его коллега И. Бичурин указывает, что шато выделилось от чуюйе, который расшифровывается как чу-река, юй-иер (земля), е-ель (народ) т.е. народ обитающий на земле реки Шу. Основа этого названия «Су жер елі», который по грамматическим особенностям китайского языка произносится как «Шу юй е» .
Писатель-историк А.Г.Прибылов в статье «Шато. Историческая справка.» пишет:
«Всего шато переселилось 30000 кибиток. Шли с боями, отбиваясь от тибетцев. Потому и осталось всего 1200 воинов. В VII в. Населяли территорию Ферганы (бывшие земли Усуней). В VIII-X вв. проживали в Ганьсу, Шэнси и Шанси. В X в. Завоевали Северный Китай. Позднее, под именем онгуты (ван-гу) в XII в. жили в излучине Хуанхэ в числе 4000 кибиток. Христиане-несториане.
На эпоху "Пяти династий" термин ху, как "человек с Запада", скорее можно отнести в равной степени и к шато - тюркскому племени, переселившемуся в Китай из Чуйской долины (Семиречья) в 808 г.»
И все таки выходит переселились из Шуйской долины, а не с Ферганы!
Однако, ясно видно, что все исследователи за основу берут труд И.Бичурина «Сведения о народах, проживавших в Средней Азии в древние времена», а он в свою очередь пользовался сведениями китайских летописей «Ганму» и «Таншу».
Если научно подтвердится версия про Уақов, то получается предводитель древних тюркских племен основатель «Царства Западного Ляо» Елуй Дашы-потомок великого Шато - Ансубагана, который сел на императроский трон в Северном Китае в 907 году. Очень примечательно, что Елуй Дашы называл себя Уақом в 1120-1125 годы. И не зря племенное объединение из остатков тюркских племен из Северного Китая в те годы вернулись на берега реки Шу и в Тарбагатай, на историческую Родину. Вернулись Уақи, и Шақшамы, и Шоқаи, и Кораласы, которых возможно поэтому считают близким к Шақшамам.
Хотя Шақшамы и Уақи сейчас это разные племена, но выходит по А.Г. Прибылову, что их общие корни одни, и все они от древнего племени Шато- Шу оқ шам. Как воспримут это другие неизвестно, скорее всего с яростью встретят нас в штыки, потому что многим по душе придуманные легенды-сказки, а не исторически обоснованные выводы.
Известно, что знак оқ - стрела это символ военно-административной власти в Западно-тюркском каганате. Каганат позже стал называться «Он оқ елі» т.е. «Десятистрельный народ». Как видим, символ стрелы был в те времена весьма почетным. У Шақшамов племенной знак –тамга стрела-оқ, и до сего времени про них говорят «Оқты ел».
В племенных названиях и ныне существующих племен Шақшам, Уақ и Шоқай присутствует стрела –оқ, которые первоначально назывались Шуоқшам, Шуоқай или Уақ- Шуақ-Шуоқ.
Согласно китайских летописей в древности Шато были самым воинственным племенем среди тюркских народов и обычно они для обитания занимали приграничные с Китаем районы. Для расправы над непокорными, дикими народами император Тайцзун, часто использовал по контракту воинов Шато, которых очень уважали китайцы и сильно боялись соседние племена. В седьмом и восьмом веках Шато обитали рядом с озером Баркуль и столицей они считали город Бесбалык (Бхейтинь ), где сейчас находится город Хами в Синцзяне.
В начале седьмого века Западнотюркский каганат несколько лет возглавлял Бахадур дулу хан (Байдулу), личная гвардия которого состояла из преданных ему воинственных Шато. А Шақшамы великого кагана считали своим отцом, и спустя века в родословных шежире имя Байдулу закрепилось, как имя их великого предка, хотя племя Шақшам сложилось намного раньше. Во всех родословных шежире Байдулу указывается как первоначальный предок Шақшам. По историческим сведениям Бахадур дулу хан (Байдулу) является старшим сыном великого кагана Кара Журын Турка ( Караша би), а младшим братом его считают Барыс дулу хана (Байдыбека )
Среди Шақшамов сохранились предания о долгом отсутствии Шақшамов на земле Уйсуней, в долине реки Шу. По той легенде, великий родоначальник Шақшамов Байдулу обидевшись на младшего брата Байдыбека покинул родные места. Байдыбек, как младший сын Караша би наследовал все богатства отца и не поделился с Байдулу, и как бы всячески преследовал его. В той легенде говорится, что Байдулы с Шақшамами ушел на дальный восток, в неведомые далекие страны и затем много лет спустя, они вернулись на историческую родину и нашли потомки своих родственников. Это были племена потомки Байдыбека -Сары уйсин, Ошакты, Ысты, Шапрашты, Албан, Суан, Дулат.Из этого следует, что в народной памяти все таки сохранился факт долгого отсутсвия Шақшамов на земле Уйсуней. А по историческим фактам они вернулись с территории Северного Китая (Шанси, Шэнси), только благодаря великому Уақу Елуй Дашы, который был потомком великого Ансубагана.
Согласно книге И.Бичурина «Сведения о народах, проживавших в Средней Азии в древние времена» в 808 году Шато составляли 30 тысяч семей и это около 150 тысяч человек. Однако, в том же году Шато, когда они пожелали приобрести свободу от тибетцев, в зависимость которых они попали в войне с Уйгурским каганатом, и захотели войти в состав Китайской империи, они в основном были жестоко истреблены тибетцами, и их осталось всего около двух тысяч семей. Бывшие союзники тибетцы старались стереть с лица земли Шато, потому что они ненавидели и боялись этого мужественного народа. Целый месяц Шато героически отражали яростные атаки противника и благодаря великому желанию обрести свободу, а также природной воинственности, небольшая часть племени с большим трудом уцелела. Китайцы с радостью приняли уцелевших героев и поручили им охранять западную границу империи. Проживали Шато до начала XII века в северном Китае, где в наше время провинции Шэнси и Шаньси, рядом с великой западной китайской стеной, возле излучины реки Хуанхэ, где она резко меняет направление на север.
Возникает вопрос: как, и в какой истроический момент, потомки Шато стали называться по разному- Шақшамы, Шоқаи и Уақи. Скорее всего, они до 907 г. все были Шато, вернее Шуато, затем в империи Северного Китая где они обитали произошли внутренние изменения ( как, например: Зап тюркский каганат стал Десятистрельным народом, а затем Тюргешским каганатом и после их остатки стали называться Сары уйсуни и т.д). Когда племя Шато стало опять многочисленным их для охраны границы направляли на разные провинции и вследствии этого они начали делиться (соответственно начали появляться новые названия) в подразделения (поколения), а оттуда на запад в Тарбагатай и Семиречье перекочевали остатки племен под предводительством Елуй Дашы, который считал себя уже Уақом. Затем, уже в 1125 году шли на запад и Шақшамы, Уақи, Шоқаи и Кораласы. Как известно, Елуй Дашы в начале XII века основал в Семиречье государство западных киданей, который назывался «Царство западное Ляо».
Основная наша проблема заключается в том, что такие светочи исторических наук, как И.Бичурин и В.Бартольд, не владели в совершенстве ни одним из тюркских языков и прибегали к услугам переводчиков, и это конечно сказалось на изложении материала и можно приводить много примеров их неточностей. И даже хваленый Л.Гумилев расшифровывает имя великого западнотюркского кагана Кара Журин Тюрка (в народе его зовут Караша би), как «черный прокаженный». На самом деле Кара означает большой (но не черный, как считают современники), Журин-потомок, Тюрк-сильный.т.е Потомок Большого и Сильного. Вот к чему приводит незнание тонкостей языков. Можно приводить много примеров о неточности их переводов, но у нас задача другая, и вообще нам рекомендуют поменьше задевать имена великих авторитетов исторических наук, хотя от этого страдает прежде всего сама наука.
Посмотрите еще раз внимательно: ведь в названии Шуоқшам, в слове четко просматривается шуоқ- уоқ-уақ и ясно видно, что это сокращенная трансформация названия Шуоқ, означающий «Стрела Шу» или по смыслу «Воины на берегу Шу». Значит Уақ это - «Воины на берегу Шу», а Шақшам (Шуокшам )- воинственный народ, проживающий на берегу Шу. Другого объяснения просто невозможно предложить. Само по себе слово Уақ, тем более оңғыт ничего на тюрских диалектах не может означать. Это искаженное китайское переделанное название Уақов на их диалекте на уанху- уангу-онгу-онгут. Ведь каждое название племени или народа должно иметь определенный смыл, причем кратко передающие характеристику народа или племени, основные социальные и местные признаки сложения народа. В названии должна содержаться самая краткая суть племенных признаков или целого народа. Ведь все мы откуда то, от кого то, когда то произошли.
Примеры:
Народы:
1. Казах- қазақ-қассақ, қас-отважный, сақ-готовый. Смысл названия-готовый отразить врага.
2. Киргиз- қырғыз, қырқұз, қыр-гора, құз-скала.. Смысл названия-обитающие в горах и скалах.
3. Уйгур- ұйғұр(каз.), хойху(китайск.), ойхор-ойқыр (др.тюрк.), ой-низина, қыр-гора, Смысл названия-обитающие в горах и в низинах.
4. Узбек -өзбек(каз.)- өзібек. Смысл названия-сам себе хозяин, от прозвища золотоординского правителя Узбек хана(Султан Махмуда).
5. Хакас- қақас- қаққас(каз.), қақ- стоящий насмерть, қас-отважный, Смысл названия-отважный стоящий насмерть
6.Тюрки- тукю-тюркю(по кит., букву «р» в середине слова они пропускают) , означает крепкий, сильный
7.Туркмен – человек тюрк т.е. крепкий, сильный человек№
Вы, наверное, обратили внимание, что смысл названия Казах и Хакас очень близкие, по сути отражают один и тот же общественно-социальный признак, а если взять словосочетание «нағыз қазақ түрік», как обычно в народе говорят, то по смыслу получается «настоящий сильный, крепкий, готовый отразить врага» Вот вам простейщее доказательство краткой передачи характеристики народов, определющие основные социальные и местные признаки сложения.
Примечательно, что в наше время, среди родов отноящихся к племени Уақ есть род Сіргелі, который видимо сохранил названия от великого племени и который китайцы называли Шуюйе, как и нам удалось расшифровать как Сіргелі- Су жер елі, от которого выделились в свое время Шато –Шуоқшамы(Шақшамы), Шу оқ (Уақ), Шу оқ ой (Шоқай). Уақов по шежире относят к среднему жузу и близкими к ним по родству считают керейев и найманов.
Уақи, как известно, состоят из родов Еренші, Шоға, Сарман, Сіргелі, Сарыбағыс, Байназар,Әлімбет, Бидалы, Жансары, Баржақсы, Шайкөз. Последние объединены под общим названием «Ергенекті Уақ» Ергене означает на древнетюркском- қырат т.е.склон горы. Общим началом Шақшамов и Уақов является, по древним китайским источникам, Шуюйе – Сіргелі.
Племя Шақшам состоит из шести родов: Абыша, Қара, Айтым, Сары, Иман и Жаныбек. Следует отметить, что историю Шақшамов мы создаем по крупицам, по капельке собирая сведения, а про Уақов историками написано довольно много материалов.
Хотя в наше время Уақи относятся к среднему жузу, а Шақшамы и Шоқаи к старшему жузу, это ничеого существенного не означает, потому что жузы это чисто территориально- географическое понятие и к родству племен и их древней истории никакого отношения не имеют, и деление на жузы произошло в сравнительно поздние сроки.
Необходимо отметить, что нельзя путать изучение и соблюдение канонов родословных шежире с трайбализмом, с этим уродливым явлением, который возник из-за эгоистичных стремлений отдельных личностей, стремящихся использовать родословную в своих личных целях.
Также нужно помнить, если по какой то причине исчезнут роды и племена, то с ними исчезнут и все признаки казахской нации, со всеми свойственными только ей отличительными чертами, выраженных в природной доброте, в человечности, гостеприимстве, милосердии к ближнему.
Использованные источники:
1 А.Г.Промыслов, « Шато. Историческая справка»
2. Ренэ Гроссе , «Империя степей. История Центральной Азии»
3.Жаң Шиман, «Батыс өңірі тарихындағы ұлттарды зерттеу», 1947 ж.
4.Хи Шиутау, «Үйсін ұлтын зерттеу», Жұңғо қоғамдық ғылым академиясының этнография институты құрастырған, 1949ж.
5. «Хан патшалығының тарихы. Батыс өңір шежіресі»
6. «Тан патшалығының көне тарихы, Батыс түрік шежіресі»
7. «Тан патшалығы тарихы, жағрапия тарауы»
8.«Жұңғо тарихи сөздігі, түрік тарауы»
9.«Лиау патшалығы тарихы», 30 бөлім
10..Л.Н.Гумилев, Древние турки, издательство «Москва», г.Москва , 2004 год.
11.Н.Я.Бичурин (Иакинф), И.Бичурин. «Собрание сведений о народах Средней Азии обитавших в древние времена» I том, ТОО Жалын , г.Алматы , 1998год.
12.О.О.Сулейменов, Көне замандағы түріктер, көне түріктер тілдері мен жазуларының шығу тегі, «Атамұра» баспасы, Алматы қ, 2002 ж.


28.08.2009г.

ШАХ
Ashat-у, as_akm@mail.ru
13-09-09 14:22
Ashat, к чему Ты это написал, т.е. последнее сообщение за /28-07-09 17:36/ - это ведь к теме и к роду ШАКШАМ-ов не относится, из этого ткста, как Я понял речь идет про род ДУЛАТ, а ШАКШАМЫ это не ДУЛАТЫ и к ним не имеет отношение, МЫ отдельный род, племя !!!, читай сообщение: /Шато, zholdasov_aman@mail.ru, 05-06-09 14:12/
Ashat
as_akm@mail.ru
28-07-09 17:36

Войны в каганате в основном вели друг с другом два главных племенных союза — Дулу и Нушиби. Не смогла прекратить войну и административная реформа Ышбара Хилаш-кагана 634—639 годах, разделившего страну на десять «стрел» — племенных территорий. В 658—659 годах основные земли Западно-тюркского каганата были оккупированы китайскими войсками. В 704 году Западно-тюркский каганат освободился от китайской зависимости, однако нападения агрессивных соседей с севера и внутренние противоречия привели каганат к гибели в 740 году. Западно-тюркский каганат сыграл важную роль в консолидации тюркоязычного населения Евразии и способствовал дальнейшему развитию этнических групп, составивших впоследствии основу современных тюркоязычных народов.
Этническим ядром Западно-тюркского каганата стали «10 племён», к востоку от Чу выделялись 5 племён — дулу, а к западу от неё 5 племён — нушиби. В исторических источниках Западно-тюркский каганат по другому называют «Он ок будун» (Страна десяти стрел). Это были преимущественно тюркские народы. уйсуни, канглы — Семиречье, район Сырдарьи; тюргеши — район Балхаша, Заилийского Алатау;карлуки — Восточный Казахстан; чигили — побережье Ыссык-куля;ягма — Восточный Туркестан
Известны и основные правители. Например, западной части Тюркского каганата
Истеми хан — джабгу (правитель) западной части Тюркского каганата 554—576
Кара-Чурин-Тюрк — джабгу (правитель) западной части Тюркского каганата 576—599
Нили-хан — джабгу (правитель) западной части Тюркского каганата 599—603

Затем каганы западно-тюркского каганата
Нили-хан — каган 603—604
Басыл-тегин — каган 604
Таман хан — каган 604—612
Шегуй хан — каган 612—618
Тун-Джагбу хан — каган 618—630
Кюлюг-Сибир хан — каган 630—631
Сы-Джагбу хан — каган 631—633
Нишу Дулу хан — каган 633—634
Ышбара-Толис-шад хан — каган 634—639
Халлыг Ышбара-Джагбу хан — каган 653—657
Ашина Дучжи хан — каган 676—679
Ашина Хушэло-шад — каган 693—704

Каганы западно-тюркского каганата из нушиби
Иль-Кюлюг-шад Ирбис-хан — каган из нушиби 639—640
Ирбис-Ышбара-Джагбу хан — каган из нушиби 640—641
Ирбис-Шегуй хан — каган из нушиби 642—650
Халлыг Ышбара-Джагбу хан — каган из нушиби 650—657
Ашина Бучжень-шад — каган из нушиби 657—667
Ашина Хушэло-шад — каган из нушиби 679—704

Каганы западно-тюркского каганата из дулу
Юкук Ирбис-Дулу хан — каган из дулу 638—653
Халлыг Ышбара-Джагбу хан — каган из дулу 653—657
Ашина Мише-шад — каган из дулу 657—662
Ашина Юанькин-шад — каган из дулу 679—693
Ашина Хушэло-шад — каган из дулу 693—704
Считается, что род Дуло основали (или после рода Аттилы возродили) приазовские болгары. Если это так, то это важный факт для истории России и ее южных соседей.
По хронологии, в 631 г. Кубрат основывает на Кубани новое суверенное государство и начинает династию болгарских ханов Дуло (Ду-лу). Это произошло после того, как его дядя Органа-Моходу разгромил нушибийцев и хазар и этим помог Кубрату. Династия так названа, вероятно, потому, что его отец не принадлежал к роду тюркютских каганов Ашина, а происходил из того тюркютского подразделения Дулу, которое поддерживало Моходу.
В «Именнике болгарских царей» Авитохол (Аттила) и Ирник тоже отнесены к роду Дуло, что указывает на тенденцию связывать болгарских ханов 7 века с прославленными гуннскими вождями в 5 веке.
Некоторые источники относят к роду Дуло вождя кутригур Безмера, отложившегося от авар, но попавшего в зависимость от Кубрата. Безмер, действительно, правил 3 года после Кубрата «по ту сторону Дуная» (по Именнику). Хотя, вряд ли он был сыном Кубрата, и, потому не мог происходить из рода Дуло, как считает Артамонов М. И.. Междуусобица внутри Западнотюркютского каганата между племенными союзами Дулу и Нушиби позволила Кубрату сохранить, созданное им в это время Болгарское ханство, возглавляемое династией Дуло. В Херсоне была найдена свинцовая печать с надписью: «Георгию Цуло, царскому протоспафарию и стратигу Херсона». Георгий Цуло был хазарским правителем и стратигом Херсона одновременнно в 1016 г. Он происходил, как полагает Артамонов М. И., из аристократического хазарского, а скорее всего болгарского рода, видимо из династии Дуло, из тогда уже христианзированных хазар и болгар (чёрных, согласно Якобсону А. Я.) в Крыму, что объясняет его христианское имя и находился на службе Византии.
В Западно-Тюркском каганате собственно тюрки составляли меньшинство населения и силу правители черпали у степных племен Семиречья, т.е. потомков усуней.
Из них сложилось два племенных союза: дулу - в Жетысу и Джунгарии и оншадпыт (нушиби) - на Тянь-Шане. Каждый из этих союзов объединял по пять племен, вследствие чего весь народ получил название «народа десяти стрел».

nariman-1994
87012607080
27-07-09 00:59
Всем Шакшамам Салам! Братья мы не относимся к роду Дулат, мы Шакшамы мы очень древний "тайпа" (племья) наши предки "Саки"!
nariman-1994
87012607080
27-07-09 00:44
Жансая я родом из села Актоган Меркенского района Жамбылской области, зовут меня Алгадай, ты где живешь? Тебе скок лет?
nariman-1994
87012607080
27-07-09 00:34
Всем Шакшамам салам! Я Шакшам (Сары). Мы потомки кок боры (каскыр,саки). Братья я живу в городе Атырау, зовут меня Алгадай, родом из села Актоган Меркенского района Жамбылской области.
Ashat
as_akm@mail.ru
26-07-09 14:13
Привет Шакшамам! Я 1985г рожденья. Родился в Жамбылской обл. г. Каратау. Но 1987 году родители развелись и про свой род (шакшам) я узнал только два года тому назад хотелась бы больше узнать кто, что, когда, как …? В шежире про шакшам нечего нет
Плз если есть инфа в на email спс заранее!!!!!

Алибек
sansensin@mail.ru
09-06-09 16:45
Ууууауу Ддааааа, так Мы ..... очень поновательно, и нужная информация, теперь надо Всем собратся !!!

А еще "оқ - стрела" (жебе), переводится как "наконечник стрелы", "остриё".
А боевой клич племени "Бахтияр", "Майемген", так же по некоторым данным Я читал что был и клич "Кабылан".

Олжас Сулейменов переводит слово "Коблан", что в древности так называли "Барса", ну если эти слова можно соотнести к одному и тому же слову, с учётом что произношение разное, но точно не знаю, дагадкии созвучие "Кабылан" и "Коблан".

Ну если брать в учёт ту информацию про Наш воинствееный род и племя, то всё может быть !!!
Шато
zholdasov_aman@mail.ru
05-06-09 14:12
В последнее время в сети появились многочисленные запросы, касающиеся племени Шахшамов.
Поэтому, в порядке информации для всех интересующихся данным вопросом сообщаем, что инициативная группа в г.Шымкенте, возглавляемая Б. Атемовым приступила к сбору материалов по созданию родословной книги. Членом этой группы А. Жолдасовым уже написана краткая история племени, на основе китайских источников, которая не вписывается в стереотипы сложившихся мышлений, и отличается от придуманных сказок и легенд. Этот труд в настоящее время находится на рецензии у компетентных специалистов.
Шахшам это не род, а племя состоящее из шести родов: Абыша, Кара, Айтым, Сары, Иман и Жанибек. По историческим сведениям, изложенных в китайских летописях «Ганму», «Таншу» и «История царства Ляо», племя Шахшам известно с седьмого века нашего летоисчисления и входило племенной союз «Алты Шу ели».
В указанных летописях племя Шахшам названо «Шато» по грамматическим особенностям китайского языка. Шахшам не имя конкретного человека, как принято считать, а название племени, который сложился от осколков народа при распадении племенных союзов саков и гуннов. Как известно саки и гунны были великими народами, но они не исчезли с лица земли, а растворились в новых племенных объединениях, как Уйсуни, Канглы и Алшыны.
Смысл названия Шахшам, который удалось расшифровать в результате анализа данных, означает «Шуоқшам», где Шу-река, оқ-стрела, шам- часть народа (ел) т.е. воинственный народ, обитающий на берегу реки Шу. Племенной знак-тамга Шахшамов это оқ-стрела(жебе), а боевой клич племени Бахтияр, Майемген.
Китайцы слово Шахшам произносят как «Шато», потому что сочетание букв «хш» для них это буква «т», а согласный звук в конце слова они вообще пропускают или добавляют мягкий знак (например Алаш-Хилоши, Ысты-Нушети, Жаныс- Шуниши, Ошакты –Хулуши, Шапырашты-Шапо, Шахшам-Шато, Кулан-Цюйлань и т.д.)
Согласно китайских летописей в древности Шахшамы были самым воинственным племенем среди тюркских народов и обычно они для обитания занимали приграничные с Китаем районы. Для расправы над непокорными, дикими народами император Тайцзун, часто использовал по контракту шахшамовских воинов, которых очень уважали китайцы и сильно боялись соседние племена. В седьмом и восьмом веках Шахшамы обитали рядом с озером Баркуль и столицей они считали город Бесбалык (Бхейтинь ), где сейчас находится город Хами в Синцзяне.
В начале седьмого века Западнотюркский каганат несколько лет возглавлял Бахадур дулу хан (Байдулу), личная гвардия которого состояла из преданных ему воинственных Шахшамов. А Шахшамы великого кагана считали своим отцом, и спустя века в родословных шежире имя Байдулу закрепилось, как имя их великого предка, хотя племя Шахшам сложилось намного раньше. Во всех родословных шежире Байдулу указывается как первоначальный предок Шахшам, и мы следуя наказам наших предков, берем этот факт за основу родословной, почитая его великое имя. В городе Шымкенте именем нашего великого предка Байдулу баба названа улица.
По историческим сведениям Бахадур дулу хан (Байдулу) является старшим сыном великого кагана Кара Журын Турка ( Караша би), а младшим братом его считают Барыс дулу хана (Байдыбека ), что в основном совпадает с данными родословной шежире, дошедшими до нас с глубины веков. Казахами Шахшамы считаются с 1206 года, т.е. намного раньше до создания Казахского ханства, а до этого они считались турками («турк» от китайского слова «тукю»-сильный, крепкий ).
По родословной шежире Шахшам происходит от Уйсун, а к племени Дулат его некоторые относят по незнанию.
В настоящее время Шахшамы, в основном проживают в Жамбылской области- с.Актоган, с.Мерке, г.Тараз; в Южно-Казахстанской области – с.Кошкарата, с.Кенсай, г.Шымкент;
в Ташкентской области- с.Шахшам Бостандыкского района, с.Шиназ Янгиюльского района. Центром всех Шахшамов считается село Актоган, расположенный как раз в том месте, где была основана Орда(ставка) нашего великого предка Айшыкел (Ашина Хэлу по китайским источникам). Место это в седьмом веке называлось Мынбулак и находилось рядом с.Мерке. Айшыкел был каганом Западнотюркского каганата и вел войну с Китаем за независимость в течении восьми лет.
Количество Шахшамов в Казахстане и Узбекистане в настоящее время не превышает 15 тысяч человек, а данных по другим республикам пока у нас нет. В древности племя Шахшам было многочисленным народом. Согласно книге И.Бичурина «Сведения о народах, проживавших в Средней Азии в древние времена» в 808 году Шато- Шахшамы составляли 30 тысяч семей и это около 150 тысяч человек. Однако, в том же году Шахшамы, когда они пожелали приобрести свободу от тибетцев, в зависимость которых они попали в войне с Уйгурским каганатом, и захотели войти в состав Китайской империи, они в основном были жестоко истреблены тибетцами, и их осталось всего около двух тысяч семей. Бывшие союзники тибетцы старались стереть с лица земли Шахшамов, потому что они ненавидели и боялись этого мужественного народа. Целый месяц Шахшамы героически отражали яростные атаки противника и благодаря великому желанию обрести свободу, а также природной воинственности, небольшая часть племени с большим трудом уцелела. Китайцы с радостью приняли уцелевших героев и поручили им охранять западную границу империи.
Со временем, при постоянной поддержке Китая, Шахшамы опять значительно размножились. Перед страшным нашествием джунгаров в 1723 году, который принес неисчислимые страдания казахскому народу, племя составляло около 55 тысяч человек. Упорно сражаясь с многочисленным врагом за каждую пядь земли Шахшамы, ради спасения казахского народа, в этой войне потеряли большую часть своих людей. После бесконечных тяжелых сражений с врагом, Шахшамов уцелело примерно 5,5 тысяч человек. Несмотря на это, уцелевшие Шахшамы приняли самое активное участие в дальнейшей войне с джунгарами, до полного освобождения Казахского ханства.
Ранее, проживавшие за рекой Шу и в Тарбагатае племя Шахшам, в результате страшного бедствия, оказались разделенными на несколько групп. И новыми местами для проживания Шахшамов после войны теперь стали регионы реки Кошкарата в Каратауских горах, регион Шыршыка близ отрогов Южных Алатауских гор, а также живописные места отрогов Восточного Алатау- Актикен, Ойранды и Молалы вблизи Мерке.
Некоторые Шахшамы из-за джунгарского нашествия оказались в Туркмении, в Каракалпакии, а небольшая часть даже в Индии.
Как утверждают, старейшие аксакалы, до джунгарского нашествия, когда Шахшамы были многочисленным племенем, почетное право первыми открывать торжественные мероприятия среди племен старшего джуза предоставлялось Шахшамам, как потомкам великого Байдулы. Затем за ним по порядку следовали потомки его младшего брата Байдыбека – племена Сарыуйсын, Ошакты, Ысты, Шапырашты, Албан, Суан, Дулат. Однако после страшного бедствия количество Шахшамов до того резко уменьшилось, что из за малочисленности их редко можно было встретить на разных мероприятиях, и призыв «Где вы, Байдулы-Шахшамы!» часто оставался без ответа. И постепенно Шахшамов начали вытеснять другие перечисленные племена в порядке старшинства, которым во времена страшного бедствия удалось сохраниться в сравнительно большем количестве.
И получилось так, что вместо того, чтобы отметить героическую заслугу племени перед всем казахским народом, некоторые недоброжелатели придумали разные легенды-сказки, специально принижающие престиж племени, из за малочисленности Шахшамов. Эти небылицы, которые были придуманы уже в поздний период XIX- XX веках, нужно прямо указать, логически не вписываются в хронологию исторических сведений и не выдерживают никакой критики. Это, разумеется, результат соперничества, обычно свойственный родственным племенам каждого народа. К сожалению, в последнее время, распространилась крайне отрицательная тенденция, когда каждый род или племя старается прославить своих предков любой ценой, и иногда даже в ущерб престижу другим.
Известно, что согласно родословных шежире, семейные браки между бывшими родственниками допускаются только через семь поколений (жеті ата). Однако, одним из отличительных признаков Шахшамов является - это стремление сохранить родственные узы между собой и не допускать семейных браков среди всех шести родов Шахшам, несмотря на то, что с начала сложения племени прошло не менее сорока поколений.
Необходимо отметить, что нельзя путать изучение и соблюдение канонов родословных шежире с трайбализмом, с этим уродливым явлением, который возник из-за эгоистичных стремлений отдельных личностей, стремящихся использовать родословную в своих личных целях.
Мы считаем, что каждый род или племя казахского народа, дошедший до нашего времени с глубины веков, и каждый род имеющий свою многострадальную историю, достоин великого уважения и бесконечного почитания потомков.
Также нужно помнить, если по какой то причине исчезнут роды и племена, то с ними исчезнут и все признаки казахской нации, со всеми свойственными только ей отличительными чертами, выраженных в природной доброте, в человечности, гостеприимстве, милосердии к ближнему и т.д.
По книге И.Бичурина «Сведения о народах, проживавших в Средней Азии в древние времена» за всю историю Шахшамов, самым выдающимся человеком был Ансубаган, который стал императором в Северном Китае в 907 году, подобно султану Бейбарсу в Египте. Также прославили Шахшамов Жаксыкелды батыр в лихие годы джунгарского нашествия и Тилемис батыр в период Кокандского ханства.
Гордостью всех Шахшамов считается Герой Советского Союза Канлыбай Таскулов, получивший золотую звезду героя в Великой Отечественной войне.
Из ныне здравствующих Шахшамов самыми известными и почетными гражданами считаются :
Южно-Казахстанский регион:
Народный писатель Казахстана- Еркинбек Турысов, затем известный поэт, член союза журналистов, общественный деятель - Шалкар Абишев, а также доктор исторических наук и писатель - Сабит Жолдасов, и общественный деятель -Бахадыр Атемов.
Жамбылский регион:
Журналист и поэт - Серик Куралбаев, Заслуженный художник Казахстана Тохбай Кушербаев, ответственный руководитель Меркенского района - Меирхан Умирбеков
Ташкентский регион:
Общественный деятель - Данияр Хусаинов, полковник таможенной службы Республики Узбекистан - Калдарбек Серикбаев, Аким села Шахшам Бостандыкского района- Мухан Ташметов.
Все три региона, откуда распространились Шахшамы в последний период нашей истории, расположены в очень живописных местах. Селения Шахшамов окружают великолепные горы, грандиозные скалы, причудливые холмы, зеленые степные равнины и прозрачные родники, а также чистейший воздух дивной природы. По берегу рек с бурными течениями, густо растут заросли турангыла, карагача, боярышника, шиповника, ивовых деревьев и джингиля.
Под началом Шымкентской инициативной группы в честь предков ежегодно проводится туристический поход, который назван «Тропою предков». Это тяжелый пеший переход с рюкзаками за спиной, протяженностью 45 км через южные склоны Каратау на северные склоны, через хребет Боралдайтау. А также проводятся восхождения на вершину «Коктура», находящего в чудных скальных каньонах «Коксенгир», в честь защитников отечества в годы джунгарского нашествия.
В селе Актоган Меркенского района Средняя школа названа именем великого Шахшама - Тилемис батыра. В школе имеется музей с экспонатами, отражающие жизнедеятельность батыра. Также силами Шахшамов Жамбылской области в селе Актоган построена мечеть, который назван «Шахшам ата».
В Бостандыкском районе Узбекистана в селе Шахшам имеется Средняя казахская школа имени Героя Советского Союза Канлыбая Таскулова. Особо следует отметить заслуги общественного деятеля из с.Шахшам Данияра Хусаинова, который собственными руками собрал многочисленные экспонаты по истории казахского народа и сумел организовать исторический музей, несмотря на многочисленные трудности, возникающие в соседней Республике Узбекистан.
Следует, также отметить, что в книге «Қазақ шежіресі», изданной в г.Алматы 1991г издательством «Ана тілі», впервые были опубликованы краткие материалы о Шахшамах.
И самыми первыми, которые представили сведения о Шахшамах в редакцию «Ана тілі», были вышеупомянутые Меирхан Умирбеков и Данияр Хусаинов.
Уже почти в течении 20 лет Шымкентские Шахшамы, каждый месяц в воскресенье последней недели, регулярно проводят «сбор» всех родственников, где обсуждаются текущие и перспективные вопросы. В последние годы, под началом инициативной группы, оживились родственные отношения между Шахшамами всех трех регионов. Теперь родственники проживающие на значительном расстоянии чаще стали посещать друг друга. В 2010-2011 годах планируется провести курултай (общий сбор) Шахшамов в селе Актоган, где должны быть рассмотрены все приоритетные вопросы. А ближайшими приоритетами являются – найти и определить место захоронения великого предка Байдулу в Восточном Казахстане, разыскать родственников проживающих в Китае, Кыргызстане, Туркменистане и Каракалпакии, издать родословную книгу с историей племени, а также построить памятный монумент «Байдулу- Шахшам».

Уважаемые братья-шахшамовцы!
Нам, членам инициативной группы, для составления родословной книги будет полезна любая ваша информация по истории Шахшамов.
Высылайте Ваши материалы на этот e-mail: zholdasov_aman@mail.ru
серик
serik 002 @ mail.ru
28-05-09 13:44
У нас в ЮКО Байдыбекскии р-он село Шаян проживает уважаемый аксакал,писатель,Еркинбек Турысов из рода ШАКШАМ.Кому интересно про наш род Шакшам, надо устоновить с аксакалом связь.Среди шакшамов есть известные люди, герой советского союза Тоскулов Канлыбай,ученный доктор ист.наук профессор Сабит Жолдасов,член союза журналистов писатель акын Шалхар Абишев (shalhar_kz @ mail.ru),ветеран ВОВ полковник милиции Атемов Омирзак.В Шымкенте есть в честь нашего предка улица Байтулы баба.Тестно общаються шакшамская молодежь во главе Кулдыбаева Мырзабека,среди шакшамов есть чемпион республики 1987 года по казахша курес Тилемисов Нуржигит.Так что бауырлар, ищите друг друга,в месте мы сила!
серик
serik 002 @ mail.ru
28-05-09 10:58
Бауырлар ! я очень рад что вы есть,мы Шакшамы из ЮКО Байдыбекский р-она село Кошкар Ата .150 км от Шымкента в горах Костура,нас мало но мы в тельняшках,бауырлар вы не путайте у Караша би было два сына Байтулы и Байдыбек. Байтулы был старшым сыном от него родился единственный сын Шакшам. У Шакшама было шестеро сыновеи Абыша,Айтим,Сары,Иман,Жанибек,Казакбай (кара) наши предки были отважными воинами.Наш девиз(уран) БАХТИЯР знак(танба)ЖЕБЕ
Жансая
saika_92@inbox.ru
28-03-09 10:11
Я из рода Шакшам,Мой отец из Меркенского района село Актоган.Хочу познакомится с родственниками.Отзовитесь...
Алибек
sansensin@mail.ru
12-02-09 15:35
Мурат из Шымкента, как попасть в село Шакшам ???


Алибек
sansensin@mail.ru
12-02-09 15:33
Вот есть у меня не большой шежире, по своей ветке а т.е. Шакшамнын Карасы, начиная от Кара-ата.
Но точно ли так не знаю, нашёл в одной книжке и то её потерял, имейте ввиду Братья.

Қара ата, Ақшам ата, Ақтал ата, Әсет ата, Жақабай ата, Сүйіндік ата, Баймұрат ата, Рыскелді ата, Шақшам ата, Байдолла ата, Қараша ата, Айдарлы ата, Ақсақал ата, Үйсін ата, Бақтияр ата, Майқы ата, Төбей ата, Кейікі ата.
Алибек
sansensin@mail.ru
12-02-09 15:26
АсСалам УаАлейкум Шакшамы, Я тоже Шакшам, из рода Кара-Шакшам.

Самат Брат /По легенде отец Байдибека, Караша би победил в одной битве калмаков и взял в плен одного молодого воина, вместо того чтобы убить, он его усоновил. его звали Байтулы. у него родился сын Шакшам. это означает "стрела". история долгая.../ - а по подробней монжо узнать про легенду про битву Караша би ата и усыновление Байтулы ата.

Насколько Я знаю у Караша би ата было два сына одного звали Байдыбек а второго Байдолла, и вот таки у Байдоллы родился сын Шакшам, от которого и пошёл наш род.

Если есть что дополнить просьба Братья пишите, нужно знать про наш род по больше. Мир Всем.
Елдос
e_daniyarov@mail.ru
11-11-08 09:33
Всем салам! Можете скинуть на e-mail шежире рода Шакшам?!
Нариман
nkdpt@mail.ru
26-04-08 15:10
Бейбит, напиши о себе.
мурат
muratttt@mail.ru
19-03-08 11:16
Привет Шакшамам!
Шакшамы проживают в Шымкенте тоже, я сам из Узбекистана ташкентская область Бостанлыкский район, село Шакшам (бывшая ЮжноКазахстанская область).численность села примерно 4000чел. 90% Шакшамы! Сейчас проживаю в Шымкенте! У нас в селе говорят что мы отдельный ру, наш ру не входит Дулат, пишите
Меркибеков Канат
merkib87@rambler.ru
29-02-08 22:59
Салем Шохан я шакшам живу в столице РК можешь мне побольше инфо прислать про род. Братья у кого есть инфо про шакшам пришлите на мэйл пожалуйста!
Самат
sam-asa@mail.ru
20-12-07 19:31
всем привет! меня зовут САМАТ. как я читал по "Шежире" Шакшам это отдельный ру, и не входит в Дулат. По легенде отец Байдибека Караша би победил в одной битве калмаков и взял в плен одного молодого воина, вместо того чтобы убить, он его усоновил. его звали Байтулы. у него родился сын Шакшам. это означает "стрела". история долгая...


Шохан
kusherbaev@mit.kz
29-10-07 16:23
Я шакшам. Мой отец родом из села Большевик меркенского района, находится в 2 км от Мерке. Бейбит, Вы шакшам? Какова цель общения, сообщитн, что Вам известно о нашем роде.

Дядя Асет
асет
17-07-07 00:34
Шакшам отдельный самостоятельный род . В племя дулатов он не входит. А вот где проживает кроме меркенского района пишите, будем знать.
Asset
gera_111@mail.eu
21-05-07 02:02
Салам Нуржан! Я тоже Шақшам!Мне бы хотелось знать наш ру входит Дулат или мы отдельное ру например как Дулат? Кстати я тоэ из меркенского раиона!Я родился в кузьминке! Спроси у аксакалов, если не знаеш сам, пожалуиста!
Нуржан
aimbetov_n@mail.ru
10-04-07 11:53
привет!
мама моя шакшам - место компактного расселения рода - Жамбылская область, Меркенский район
численность примерно 50-70 тысяч человек.
если есть вопросы пишите - попробую у аксакалов спросить



Ваш ответ
Ваше имя:
Обратите внимание, что этом форуме можно писать только по-русски. Для общения на казахском приглашаем в казахские форумы.
Также запрещены тексты, набранные ЗАГЛАВНЫМИ и latinicey.
Ваш e-mail:
Текст:
Код на картинке:

обновить код
 




© 2002—2017   | info@kazakh.ru   | Блог  | О проекте  | Реклама на сайте | Вакансии 
Группа Вконтакте Страница в Фейсбуке Микроблог в Твиттере Сообщество на Мейл.ру Канал пользователя kazakhru - YouTube