Казах.ру
поиск по сайту и Казнету
rus / eng / kaz
Форумы
На русском языке
Қазақша сөйлесу
Последние темы всех форумов:

Өте қызықты танысу бұрышы...
Отыздан асып орнын таба алмай жүрген жастардың танысу бұрышы...
танысатын жигиттер бар ма?...
Помогу оформить кредит...
Үйленетін жігіт іздеймін ...
Ищу отца будущему ребенку (донора) ...
ищу донора яйцеклетки...
35-45 жас арасындағы қыз-келіншектермен танысқым келеді! ...
Хочу срочно замуж. Кто хочет жениться? ...
Помощь в получении кредита. Весь Казахстан ...










Общение

Общение: Список форумов
Форум: Шежире
тема: Мадияры отзовитесь


автор темы сообщение
Ляззат
11-07-07 13:04
мне нужно срочно знать все о мадиярах, кто они, к какому жузу относятся???

автор ответ
Ренат
abeldinov-renat@mail.ru
14-12-17 10:59
Всем привет!!! Я тоже кыпшак мадьяр ... родом с Омской области....
Кара
06-07-17 17:14
В русских летописях кыпчаки фигурируют как половцы. Племя кыпчак делится на 4 основных родовых подразделения: Кара-кыпчак, Сары-кыпчак, Кытай-кыпчак и Кулан-кыпчак.Так, форма "торт"- 4 во вех наречиях изменилось в "дорт", "дурут" исторических летописях. После прихода на земли кыпчаков Чингисхана, не все кыпчаки согласились войти в состав его государства. К Чингисхану перешла основная часть кара- кыпчаков, а также часть кытай-кыпчаков, кулан-кипчаков и мадьяр-кипчаков. В то время как большая часть мадиар-кыпчаков во главе с их ханом Котяном из кыпчакского племени дурут ушли на территории современной Хунгарии (Венгрии) к своим родственнникам в страну мадиар. Король Бела радушно встретил кыпчаков и выделил им земли так, как братья мадиары из династии Арпада и Аттилы встретили братьев кыпчаков -мадиар. Памятник, посвященный союзу короля Бела IV с кыпчакским ханом Котяном в 1239 г. (Карцаг, Венгрия).
Кок бори
02-07-17 16:25
Венгрии проживают около четверти миллионов кипчаков-мадиар (куманов). Венгрии этих выходцев из Великой кипчакской степи называют кунам и саками, а по венгерский "Куншаг" (Кунсак). Память об этом сохранена в исторических районах Венгрии две облости Большая Кумания и Малая Кумания: Восточные называют себя великими Надь-Куншаг (Большой кыпчак) и Западные-малыми Киши-Куншаг (Малый кыпчак). В состав первых входят роды улас, токсаба, жалайыр, керейт, найман, баяндур, печене, коныр-улы (отсюда и фамилия исследователя Иштвана Коныр, который относит себя к потомкам Великих кипчаков). Малые кипчаки включают в себя роды: шортан, тортуыл, таз, жыланшык, бурышулы, куыр и др. Столица мадиар- кипчаков из династии Арпады и Аттилы является город Карцаг (Корсак), расположенный в двухстах километрах от Будапешта. По венгерский Корсак - это степной волк (бори) обитает в этих краях и поныне. Один из главных символов в Венгрии тотемом и ураном является Турул-это птица, когда-то украшавшая боевые знамена мадиарских- кыпчакских (куманских) племен.
Кок бори.
22-06-17 13:38
Гунно-тюркский народ мадиар-кипчаков наследники Мади-шанью по прозванию Мадиар-кипчак, дошедшие до Европы, из Великой кыпчакской степи, называют их гуннами и саками, а по венгерский Куншаг (Кунсак). Память об этом сохранена в исторических районах Венгрии - Надькуншаг и Кишикуншаг (Большая и Малая Кипчакия). Главным городом мадиар - кипчаков (куннов и саков) из династии Арпада и Аттилы является город Карцаг (Корсак), расположенный в двухстах километрах от Будапешта.
Каиргельды
29-10-16 14:07
Я родом из Омской области. Мадияр-кыпшак по роду , родители,дедушка и бабушка тоже мадияр-кыпшаки
Рахат
Rakhat_Aidosov@mail.ru
28-12-15 21:50
Я Кыпшак мадьяр с Омской области руско-полянский район деревня лагуновка, сейчас живу в Астане. Если у кого есть шежире книга о Омских Кыпшак мадьяров можете дать ссылку на автора , либо одолжить почитать )
факты.
25-09-13 05:44
http://club-stalker.ru/vluvla-steo/Средний_жуз
Кыпшак:алк, досан, каракыпшак ,ойбас(айбас) ,бултын(бори), карабалык, кольденен, куйысканыз, апатай, кыжык,былгашы, шандаяк, таскор, арык, науша, мимык, узун(усун), алтыбас, алтыс, торайгыр, алпейис, кулпейис, кок мурын, каракыз, каратпан, кок коз, куба(куман), кулан-кыпшак, курлеуит(бори), кыржигит, шокай, мадияр, танат.


http://my.mail.ru/video/mail/ilhassufi/1179#video=/mail...ssufi/1179/1889
МАДЖАРСКИЕ КЫПЧАКИ КУМАНЫ.

http://www.madenimura.kz/ru/culture-legacy/books/book/a...ory=all&page=15 Венгрлер (мажарлар,мадияалар).
Согласно легендам,вождями основных семи племен были Елод,Онд,Конд,Таш(Таз),Хуба(Куба),Тохотом и Алмаш(отец Арпада).

Интересно отметить, что ныне в Венгрии проживают около четверти миллионов кипчаков-мадьяр. Как утверждает Иштван Коныр Мандоку, один из крупных исследователей, они по различным социально-политическим и историческим причинам переместились из среднего течения Иртыша, окрестностей Арала и др. местностей1Х~ХШ вв. В частности, известно, что вовремя нашествия Чингисхана, а затем Батыя под предводительством хана Кодана часть кипчаков переселилась в Венгрию.

http://karakesek.ru/content/0/read49.html
Сегодня мадьяры (венгерские кипчаки) проживают в двух зонах. Восточные называют себя Великими кипчаками, западные—Малыми кипчаками. В состав первых входят роды улас, токсаба, жалайыр, керейт, наймам, баяндур, печене, конырулы (отсюда и фамилия исследователя Иштвана Коныр, который относит себя к потомкам Великих кипчаков). Малые кипчаки включают в себя роды: шортан, тортуыл, таз, жыланшык, бурышулы, куыр и др.Немаловажным является и то, что данный ученый специально акцентирует внимание на то, что кипчак—это не название какого-то одного рода. Кипчак, это название народов, которые вошли в состав государства Дешт- и Кипчак.

Интересно отметить, что ныне в Венгрии проживают около четверти миллионов кипчаков-мадьяр. Как утверждает Иштван Коныр Мандоку, один из крупных исследователей. Известно, что вовремя нашествия Чингисхана, а затем Батыя под предводительством хана Кодана(Котана) часть кипчаков переселилась в Венгрию. Сегодня мадьяры (венгерские кипчаки) проживают в двух зонах.
Палоци - этнографическая группа - потомки кыпчакских/половецких племен в Венгрии. В этой стране существует две области, где живут палоци/палоч - Большая Кумания и Малая Кумания - Надь-Куншааг (Большой кыпчак) и Киш-Куншааг (Малый кыпчак).Состав этих бывших кочевников приводил в своей статье венгерских исследователь Иштван Мандоки.это племена:ТАКСАБА, КОНУР УУЛУ, ТАРКАН, ЖАЛАЙИР, УЛАШ(АЛАШ), БАЯНДЫР, БЕЧЕНЕ(ПЕЧЕНЕГ), КЕРЕЙ, ТЁРТ УУЛ, ЧОРТОН, ТАЗДАР, БУДАКЛАР.Роды: Кулан, тагы, мангыт, барлас, жылан, кыргыз, туркмен, тору айгыр, черик, болуш, кет бука, кара каш, эр сары, эр буга, тёрта, тардыш, мин, байсын, телес, баяут, узун, канлы, катаган, теке, эрсин, садыр, дорман, байтур, кенегес, актачи, тобалар, эгдер, чандыр, кара койлу, эсен, эсен буга, курманчик, каблан, карсак, чубак, сюйке, каба, эслемес, кулун, кулунчак, ак буура, бёрю, баркы (баргы, кочкор, отар, алты уюй, апай, апа бары, кан темир, конар, ас) аслар, негерлер, науруз, жакыр, арык, жарык, эркин, аткар, найман, кыргый, туйгун, турумтай, тургун и др.По сообщению Мандоки, в Венгрии живет около 200 тыс. потомков кыпчаков, и по сей день они занимаются овцеводством и коневодством.

Мадияр
madiar.b94@mail.ru
24-09-13 16:07
ризамын
Факты.
25-06-13 16:27
Мади –шанью по прозванию Мадиар Кипчак из кипчакского рода корсак(сакалиб).
Карцаг - столица венгерской Кипчакии. Есть в далекой Венгрии уголок земли, неразрывно связанный своей историей с Казахстаном. Город Карцаг(корсак).
Разница между кипчакскими мадиарами и аргынскими мадиарами.
1Танбы сопы-Қара қожа 1410 век.
2 Сарыжетім.
3 Ақымбет.
4 Шымболат.
5 Жаукашты.
6 Мадиар-Алдиар.


Факты.
24-06-13 20:53
Кипчак(куман)-куманское(казахское ханство). Куманы (в казахстанских источниках кыпчаки, в русских источниках половцы в европеских источниках куны(гунны) - тюркский кочевой народ. «Когда тюрки-кипчаки властвовали на территории Европпы.Кочевые народы, прибывшие из Великой степи в месте Котян(кодан)из племени мадиар кипчаков в Европу, постигла общая судьба - они растворились среди европейцев. Которые пришли из Дешт-и-Кыпчак и сохранили свою самоидентичность как отдельный народ. Поэтому спустя века мы, казахи, видим в своих венгерских кипчакских братьях достойных представителей Великой степи в центре Европы.
акан
akan.zhusupov.88@mail.ru
30-04-13 21:52
ас саламу алейкум. прочитав все тексты и предложение. Хотел бы добавить свою лепту все мы свами братья все мы казахи но самое интересное што мы МАДИЯРОВЦЫ. В каждом из нас есть чуточка капля крови нашего пра пра деда МАДИЯРА. вот мой емейл заходите буду рад всем мадияровцам. akan.zhusupov.88@mail.ru
Кайрат.
28-03-13 09:36
Относительно написания и произношения этнонима кара-кыпcак существуют два мнения. Большинство исследователей до недавнего времени писали кара-кыпcак (кара — черный). Д.Н. Соколов, опираясь на источники XVIII в., высказал мнение, что правильное название рода карый-кыпсак. Обычно информаторы этноним произносят в утвердившейся форме — кара-кыпcак, но наиболее сведущие старики еще твердо знают, что «древнее» название рода карый, что, по их представлению, означает «исконный, самый старый» Следовательно, кара-кыпcак (карый-кыпcак) мог быть этнонимом «могучих», «многочисленных» или «больших» кипчаков. Карый-кыпсак мог означать, таким образом, «большой род кипчаков», «страну кипчаков» — термин, который персидские писатели передали как Дешт-и-Кипчак.

Кайрат.
28-03-13 09:34
Арабы и в Европе кипчаков назывли Саклиба(карсак)
По-казахски «Карсак» - означает «степная лиса».
По-арабски «Карсак» - означает сака-либа «степная лиса(либа)».

Кайрат.
28-03-13 09:32
Дашт и Кыпшак.
Улы-кыпшак(Большой Кипчак).Большой Кипчак(великий Кипчак).
Страна Кипчаков.Степь Кипчаков.
Кыпшакская Орда 92-96 баулы кыпшак этот список сохронился у узбеков и у казахов.

Мади он же Мадиар Кипчак -Мадиары Кипчаки из роду Бори (волки) из рода Корсак.Корсак - подразделение в племени Кара Кыпчак у казахов.Петер Кун, известный в Венгрии тюрколог, кандидат филологических наук, принимавший участие в работе «круглого стола», сразил местных журналистов своим совершенным знанием казахского языка и идеальным произношением. На вопрос, почему он решил выучить такой сложный для европейца язык, он ответил просто: «Потому что я – кипчак!» Затем ученый стал подробно объяснять, как принято у казахов, какого он роду-племени.– Вообще-то я – мадьяр, а среди мадьяр я кипчак, а среди кипчаков – улы-кыпшак, а среди них я – корсак, – перечислил он, продемонстрировав знания о своем происхождении. А казахские Аргыны Мадиары это его потомки дети Кара Кыпчака Мадиара из рода Бори(волки)- Корсак (сакалиба).Именем которого стало называться вся великая степь Мадиары Кипчаки.

http://rudocs.exdat.com/docs/index-100398.html?page=2 Корсаки, д., Ял. [ПВПН] < корсак - подразделение племени кыпчак у казахов [ССТРПН 1994:251].

Факты.
23-08-12 11:13
Гаухар.Тобет(Тобо)-ханатот который начал войну против Византии взял в 576г.Боспор.
Сабыр
23-08-12 07:32
Мадияр-кипчаки (каракалпакское и казахское) и маджари (можори узбекское) отзовитесь!
Гаухар
gauhar.tug@mail.ru
21-08-12 10:52
Здравствуйте дорогие сооплеменники-братья!Отец мой был родом из юга Сибири,точнее(новосибирская обл.)У нас вот шежре сохранилось:-Кара кыпшактан(бес танбалы кыпшак) бес ул:-Колдене,Карабалык,Торайгыр,Бултын,Узын.Бултыннан-Ырыс,Бегс(Жолаба).Ырыстан-Тобет.Тобеттен(Косайдар,Жанайдар,Мадиар,Кулатай).Мадиар Тобеттин ушинши улы.МадиарданАстемкожа,Олжабай,Абденшора,Жайлау,Есберды, Майемген, старших трех сыновей не сохранились имена.У Мадиара вообщем было восемь сыновей.Мои предки от младшего сынаМайемген -Тогай.Хотелось-бы узнать подробней схему Каракыпшаков.
Нармурат
06-07-12 07:06
Привет всем! Я сам каракалпак из Самарканда. Мы тоже мадияр-кипчаки.
факты.
27-05-12 09:01
В русских исторических источниках вторгшихся в земли Руси кыпчаков называли «половцами (сары кипчаки),а дошедших до берегов Дуная кыпчаков венгры называли кунами(хунами гунами) куманами или команами. От Кипчакского племени куны(хуны)образовалось Хунгария(венгрия). Венгры называют себя кыпчаками , столица город Карцаг или Карсак, кстати назван по имени кыпчакского батыра.
Meiram
Mikitok90@mail.ru
25-05-12 22:36
Привет всем интересующимся! Я мадьяр-кыпшак родом из Омска. В ауле Каратал Омской области очень давно живут мадьяр-кипчаки. В 1997-2000 годах у нас были венгерские ученые с исследователем Михай Бенкой. Он написал книгу шежире Омских Мадияр кыпшаков. На обложке книги мои родственники. У нас также как и у тургайских аргынов взяли анализы на ДНК. Также выделятся много общего и похожего по данным анализов. Михай Бенко подарил книгу моему дедушке.

Изображение
Это книга шежире омских Мадияр кыпшаков написанная венгерским исследователем Венко Михай.
Факты.
12-05-12 12:31
http://www.youtube.com/watch?v=GLGQM_UazCo KIPÇAKLAR KOPÇAKTA
A тамга кыпчаков карсак I I .
Факты.
12-05-12 12:25
http://zolotoichelovek.ucoz.ru/load/7-1-0-30
Карцаг - столица венгерской Кипчакии
Есть в далекой Венгрии уголок земли, неразрывно связанный своей историей с Казахстаном. Город Карцаг. По-кипчакски - Карсак.
Факты.
12-05-12 12:22
Петер Кун, известный в Венгрии тюрколог, кандидат филологических наук, принимавший участие в работе «круглого стола», сразил местных журналистов своим совершенным знанием казахского языка и идеальным произношением. На вопрос, почему он решил выучить такой сложный для европейца язык, он ответил просто: «Потому что я – кипчак!» Затем ученый стал подробно объяснять, как принято у казахов, какого он роду-племени.– Вообще-то я – мадьяр, а среди мадьяр я кипчак, а среди кипчаков – улы-кыпшак, а среди них я – корсак, – перечислил он, продемонстрировав знания о своем происхождении.

http://ia.press.kz/news/u_kazakhskogo_i_vengerskogo_nar...2011-05-27-2464
Факты.
12-05-12 12:20
http://www.youtube.com/watch?v=GFYbb20P06E&feature=related
kürşad (корсак) - подразделение племени кыпчак у казахов
.
09-05-12 09:06
http://www.youtube.com/watch?v=nO5MN3jbm44&feature=related KURSAD İHTİLALİ -Grup ORHUN-
В 454 году скоропостижно умер вождь гуннов Аттила .О причине его смерти говорят разное .Уход из жизни великого повелителя грозных гуннов до сих пор остается загадкой истории.После смерти Аттилы Орда гуннов распалась.Однако они не не покинули Европу .Последнее,образованное на ее территории государство гуннов,это каганат Уархун (аргын).Он просуществовал до конца V I I I века.На его месте возникло государство Хунгария(Венгрия).C.Утениязов стр. 94.Знаминитые люди востока.

Макпал Кожабергенова
Makpal_Kozhabergenova@mail.ru
27-10-11 09:46
Мне нужен Мадияр который проживал в Таразе в 7-м микр-не дом 39 очень очень нужен .помогите мне пожалуйста будьте другом.
Макпал Кожабергенова
Makpal_Kozhabergenova@mail.ru
27-10-11 09:46
Мне нужен Мадияр который проживал в Таразе в 7-м микр-не дом 39 очень очень нужен .помогите мне пожалуйста будьте другом.
Мадияр
madik-almaty@mail.ru
25-06-11 13:11
Всем Мадияром салам!!!Улы жуз Шапырашты Мадияр!!!!!
Жомарт.
22-06-11 07:18
В русских исторических источниках дошедших до берегов Дуная кыпчаков венгры называли
"куннами"(гуннами)или комонами.
Нурлан
makselhauz@mail.ru
23-05-11 22:56
Я тоже Мадияр! Среднего Жуза - Аргын - Мадияр! Знайте мой дядя он раньше работал советником Министерств-Транспорта и тд. Когда он в Венгрии
каком то политическом собрание был! коллеги Венгрии обращаясь к старшим говорили Аксакал вот что его удивила! А тогда про это еще про ДНК что что мы сними являемся братиями не было! И тогда он у своих коллег Венгр переспросил Как вы обращайтесь к старшим? Ну разумеется Аксакал, и он сказал что и мы так обращаемся! И они ответили вы хорошо знаете историю? Ну... да свою про казахов. А они про Аттилу! Ну конечно он был Гун(Хун)! А они наши предки! И тогда они тоже ответили что нас тоже называют Хунгариями! Вот ведите что сколько скрывала Советская История! Даже уничтожая доказывающих фактов! Что мы варвары, дикие и тд. Есть же фраза ели хочешь уничтожить врага без насилия! то уничтожь их историю!
Кайрат.
21-05-11 08:59
Кыпшаки.венгры (мажары ,мадьяры)
В 895году семь мадьярских племен во главе с царем Арпадом поселились на территории
современной Венгрии . Они являлись выходцами из тюркских племен .населявших
Западную Сибирь .Мадьярские племена в результате захватнических набегов завладели
землями до юга Италии,но поселились в Карпатах ,имеющих благоприятные природные
условия .Согласно легендами ,вождями основных семь племен были Елод.Онд.Конд.
Таш.Хуба.Тохотом.и Алмаш (отец Арпада).Эти семь племенных вождей ,соблюдая
тюркские обычаи .поклонялись Неба - Тенгри .совершали жертвоприношения духам
умерших предков ,почитали братство и дружбу.В 955году,потерпев поражение от
германского короля Отто .мажары окончательно отказались от кочевого образа жизни .
Возглавляемые внуком Арпада -Гезаном ,мажары приняли христианскую религию и
смешались с соседними европейскими народами .Потомки Мажаров образовали собственное
государство .оказывая влияние на соседние государства.В период между 70 - ми годами
11 века и серединой 13 века династия Арпада непрерывно вела внутреннюю борьбу
за трон и власть .В начале 11века Шаломон попытался сесть на трон ,используя кыпчакского
хана Капольга (Кабыл хан ).однако Ласло 1 помешал осуществлению этого замысла
Корль Каламан (Кальман)правившии в 1109-1113 годы .приказал выколоть глаза своему
родственнику Алмашу (Альмошу)и его сына Альмаш Бела .Ослепший Алмаш бежал Византию .
Воспользовавшись борьбой за власть ,которую вел Борис ,устремившийся к наследству
Каламана .Альмаш Бела2 ,по прозвищу Слепой ,в 1131г.пришел к власти после Иштвана 2.
В связи с монгольским нашествием в 1241 году нависла угроза власти венгерского короля
Белы4 .которому своевременно не кто не помог.
Тюрк
11-05-11 00:24
Я казах-мадияр племени тортул (аргыны,найманы)средний жуз) родом из Аркалыка Костанайская обл. ТОРГАЙ )))) но мы переехали оттуда уже давно
жомарт .
14-04-11 17:34
Привет кипчаки.
кайрат
13-03-11 05:48
Дешт и Кипчак .Страна Кипчаков.Степь Кыпчаков.Именем которая называлось
вся великая бестрашная степь.
Кипчакское племя Бори (волки),ЕльБори(народ волков).
Избранное племя Борли (волки) из племени волков Моде хан повилитель гуннов.
С именем Моде известны Мадьиары кипчаки.Венгры (мажары, мадьяры ).
В 895 году семь мадьярских племен во главе с царем Арпадом поселились Венгрии.

Гульжайнат
1985m85
12-03-11 14:52
мне нужно срочно знать все о мадиярах, кто они, к какому жузу относятся??? Пишите, буду с нетерпением ждать ответа!
Давуд
davudbadirov@mail.ru
17-02-11 22:08
прощу отвозиться кто знает Мадиярова Талалбая Куттыбаевича.

До 1987 года он жил по адресу Кызыл-Ордынской обл., ст. Ново-Казанск, ул. Сейфуллина 86, а потом переехал в Каракандинскую облю, г. Темиртау ул. Мира
Давуд
davudbadirov@mail.ru
17-02-11 21:18
ищу Мадиярова Талалбая Куттабаевича
оразмухаммед тамабай
orazbektamabay@mail.ru
26-01-11 19:44
братья тюрки давайте быть ближе кдруг другу, когда мы вместе нас никто не возметь . да здраствует единый неделимый тюркский мир. мир вашим домам.
Алия
madyarchic@mail.ru
28-10-10 22:33
Здравствуйте,а если у меня фамилия Мадьярова,то я тоже имею какое-то отношение к венграм?
кайрат
aigerimka__1995@mail.ru
25-10-10 07:29
Моде хан -Мади Ар ,Мадиары Кипчаки повилители гунов.
Алия
alyashka_90@mail.ru
25-07-10 11:09
ПРИВЕТ! меня зовут Алия. Я тоже из рода Аргын-МАДЬЯР.
Арслан
06-06-10 19:29
Здесь не только казахи ,но и ногайцы есть :))))
Мадиар
Madikan_o@mail.ru
31-05-10 22:29
Салем! Казахи великие!
Arslan
www.arslan_77@mail.ru
29-01-10 05:01
Где прочитать про конный переход???
Серик
Serik_ii@mail.ru
02-05-09 10:23
Исторический конный переход
В 2009 году состоится конный переход из Казахстана в Венгрию, маршрут которого повторит исторический путь, пройденный племенами угров в поисках обретения Родины.
Эта экспедиция станет не только примером преемственности поколений и передачи традиций и обычаев, но и послужит укреплению историко-культурных взаимосвязей между народами, имеющими общие корни, и их добрыми соседями.
Сегодня, в эпоху глобализации, поиск исторических корней, передача традиций и обычаев последующим поколениям являются особенно актуальными. Общность истории, обоюдная родственность, почитание номадской культуры способствует развитию связей между народами.
Одной из важных вех в истории культурных отношений станет конный переход из Казахстана в Венгрию. Точка старта – курган Золотого человека, город Иссык (Казахстан), место прибытия – место захоронения великого предводителя гуннов Аттилы, село Сайла (Венгрия).
Маршрут перехода пройдёт через территорию 5 стран, по таким историческим местам, как Иссык, где жили наши предки-скифы, потомками которых считают себя многие народы от Азии до Европы; подножье Тянь-Шанских гор, где до сих пор живут потомки гуннов; Большой Шёлковый путь; долина реки Сыр-Дарьи, древняя колыбель скифов, кемеров, сарматов, аланов, гуннов, аваров, тюрков и угров; Северо-Восточное побережье Аральского моря, где в средние века проживали племена угров. Далее бескрайними степями на Запад, в Европу через Сарайчик, в память о Золотой Орде. Затем через земли братских народов: Южную Россию, где кочевые братские племена номадов жили на одной земле, к Северному берегу Азовского моря, территории проживания угров во времена кочевого перехода, Украину, где по сей день остались приметы гуннской старины, через Раднайский перевал в честь 770-летнего юбилея исторического перехода под предводительством вождя Кётёня.
Весь путь будет проделан 4 участниками верхом на лошадях, в национальной одежде и с оружием венгерских всадников, с соблюдением всех традиций и обычаев, характерных для данной исторической эпохи. По пути следования к ним присоединятся всадники пересекаемых стран, которые будут сменять друг друга.
Переход намечен на март-сентябрь 2009 года. По завершении планируется выпуск фильма, книги, брошюр, проведение тематических выставок.
Проект не является коммерческим и осуществляется на личные средства участников, спонсорские взносы, пожертвования попечителей.
Среди участников проекта д-р Андраш Келемен, депутат парламента Венгрии, член Комиссии по иностранным делам, Шандор Ковач, вице-председатель Общественного совета области Яс-Надькун-Сольнок, и другие.
Его поддерживают известные государственные и общественные деятели: Дархан Калетаев, временно исполняющий обязанности генерального секретаря партии «Нур-отан», Шандор Лезак, вице-председатель парламента Венгрии, Талгат Мамашев, президент Всемирного союза казахов, Шандор Фазекаш, президент Союза кунов, мэр города Карцаг, депутат парламента Венгрии.
Подробную информацию можно получить на сайте проекта по адресу:
www.kazah-magyar-lovasut.hu .

Состав участников конного пробега: Иштван Бэнсе (Istvan Bence), Петер Чепин (Peter Chepin), Габор Жолнай (Gabor Zholnai) и Светлана Калиновская (сопровождение на автомашине).

Сегодня 02.05.09 года участники конного пробега подезжають к поселку Шиели Кызылординской области. Так как они опаздывают от графика, ночлег решили организовать в местечке Байгекум. Вчера участники проехали 45 километров, и из них 28 километров Иштван проехал на коне, по солончакам и колючкам Кызылординских степей. Самочувствие ребят бодрое. Кони в хорошем состоянии. Встречают их везде с казахским гостеприимством и оказывают помощь.


Ернур
M.Ernur@mail.ru
28-04-09 11:54
Я Мадияров Ернур из рода жанабай.Я живу в городе тараз. Я хочу знать всю информацию о Мадиярах.
aidar
aidar_56@mail.ru
10-11-08 10:48
Уважаемые друзья!
Меня зовут Айдар Накипов. я из рода Аргын-Мадиар, мне 52 года. История вопроса такова. Летом 2003 года мне позвонили друзья и сообщили, что в Посольстве Венгрии состоится презентация книги-фотоальбома венгерского исследователя Михай Бенке. Мы с младшим братом (его зовут Айбек) посетили Посольство, нас представили Послу Венгрии в Казахстане Миклошу Яцковичу, он в свою очередь представил на Михаю Бенке. Нам подарили один экземпляр книги, но потом мы нашли, кто ее печатал, приобрили и раздали всем родственникам, послали несколько экземпляров в Тургай, в один из музеев.
В дальнейшем с Послом мы постоянно общались вплоть до его отбытия. Затем связь с посольством прекратилась.
В 2006 году Айбеку позвонил Курмангазы Жангельдин, тоже Аргын Мадиар (ему телефон дал имам Тругая - Шокан, с которым мы общаемся, он предложил встретиться, чтобы познакомиться с исследователем из Вегрии Андрошом Биро. Мы незамедлительно встретились и теперь общаемся до сих пор. Андрош предложил провести Казахско-Венгерский Курултай в Тургае. Курмангазы, я и Айбек согласились и начали работы по организации Курултая. Кстати "Встреча через века" придумал Айбек.
В общем фестиваль мы организовали и провели. Если в поиске наберете Мадиар, то найдете больше десятка статей и заметок про Курултай.
После этого Андрош пригласил делегацию из Казахстана на всемирный Курултай в Венгрию. Мы с Айбеком были там в составе Казахстанской делегации. Всего было 35 человек. Курултай проходил с 8 по 10 августа, но для нашей делегации была расширренна программа с 6 по 23 августа. Принимали нас в Парламенте Венгрии, во многих Мэриях. На Курултае мы были самыми почетными гостями, нам предоставили самую большую юрту. Всего было разбито более 80 юрт. У меня есть более 500 фото и 3 диска с фильмами.
Посещайте сайт Айбека www.alma-ata70.kz. Будем там размещать информацию о Курултаях и вообще о наших общениях с Венграми.
Айдар Накипов
Арслан
www.arslan_77@mail.ru
10-09-08 15:04
4. планируемые мероприятия: научная конференция «историческая связь между Казахстаном Мажарстаном(Венгрия)»; посещение мемориала М.Дулатова; представление народных традиций казахов и мажар; традиционные народные игры и состязания; экскурсии по достопримечательным местам края; концертная программа:
Мажарстан,казахи и мажары ??? значит ли это ,что можно ставить знак равно Мажар=Мадьяр ???

Алмагуль
su.istvan@t-online.hu
10-08-08 20:37


Смотрите www.kurultaj.hu

Сайт на венгерском языке, но говорит сам за себя.

Сейчас Казахская делегация в Венгрии с 7-го августа.


гульназ
gulnaz_rd@mail/ru
07-08-08 22:49
я Рыскулова Гульназ Досымбековна родилась в алматинской области поселок Андреевка в 18.05.1984 года

, я знаю что я кыпшак торайгыр предков знаю только дедушку Кожа и Рыскул прошу сообщить если кто ни-будь владеет информацией. спасибо

Арслан
www.arslan_77@mail.ru
08-04-08 07:13
РОДОСЛОВНАЯ КАЗАХОВ ИЗ КНИГИ ШАКАРИМА КУДАЙБЕРДИЕВА "РОДОСЛОВНАЯ ТЮРКОВ, КЫРГЫЗОВ, КАЗАХОВ И ИХ ХАНОВ". Алматы, издательства "Казахстан" и "Сана", 1991 г. - Перевод на русский язык Орынбая Куленовича Жанайдарова.

Господь Бог сотворил праотца нашего Адама из глины, а из его правого ребра праматерь Еву. После этого праматерь Ева каждый год рожала по одному ребенку, в один год сына и в другой год дочь, и поочередно женила сыновей на дочерях своих, и когда число людей достигло сорока тысяч, тогда праотцу Адаму была тысяча лет, и он умер, а на следующий год умерла и праматерь Ева.

Во времена пророка Ноя сыновья Адама стали вести развратный образ жизни, отвратились от Бога, за что Господь Бог послал на них потоп, в результате чего на Земле погибли все люди и все животные. Пророк Ной и трое его сыновей, по милости божьей, взошли на корабль вместе с женами и детьми, и тем спаслись. До сих пор все люди на Земле считаются потомками сыновей Ноя - Сима, Хама и Япета.

В книге " Тарих гумуми" все нынешние тюрки, иранцы, юнани, китайцы и европейцы являются потомками Япета.

Все арабы, ассирийцы, финикийцы, гилдани(?), картаже(?), египтяне - сыновья Сама(Сима). Все хабаши, суданцы, Зангибары (занзибарцы), одним словом, все чернокожие народы - потомки Хама.

По составителю родословной тюрок Абильгазы Бахадур хану у Япета было восемь сыновей: Тюрок, Хазарин, Саклап( скорее всего Сак - О.Ж.), Китаец, Камари (индус), Тарих, Жапон( Японец), Манжур ( манчжур). У тюрка было четверо сыновей: Тутик, Хакал, Барсажар, Амлак, потомками которых являются хунны мажары-мадьяры (гунны), булгары, улахи, ауары( авары), маголы (монголы), татары, манжу( манси), финны, джунгары.

У Тюрка был сын Елжехан, у него был сын - Бакой хан, его сын Киик хан, его сын Аланшы хан.

Двое сыновей Аланши были Татар и Магол. Аланши хан разделил между этими двумя сыновьями свою страну и народ, и народ под правлением Татара стал называться татарами, а народ под правлением Магола стал называться Маголами (монголами).

Таким образом, версия тюркской родословной, записанная до сих пор Абильгазы бахадур ханом, является мусульманским вариантом, то есть взятым из мусульманских книг.

Асан Кайгы
asan-kaygy@yandex.ru
05-04-08 20:18
Уважаемый Мейрам, вы не хотели бы пройти ДНК- тест на Y-хромосому, возможно найдете родственников в Венгрии, которые откочевали из наших стенпей в 10 веке.
http://www.elim.tustyle.com/forum/index.php?showtopic=14

Берик
marlen_nur@hotmail.coml
05-04-08 17:56
Салем всем кипчакам, мне нужно знать о основателе рода кулатай Ак-Тимуре.
Арслан
www.arslan_77@mail.ru
19-03-08 15:42
Распространение ислама среди ногайских кочевников сопровождалось частичной урбанизацией и переходом определенных слоев ногайского населения на оседлый образ жизни, с которым были связаны новые формы скотоводческого и земледельческого хозяйства, развивающихся ремесел и строительной практики. Если мечетью кочевникам могла служить обычная переносная юрта, то ногайское население средневековых городов уже нуждалось в монументальных каменных сооружениях определенного архитектурного типа (мечетях, мавзолеях, надгробных сооружениях). Такие сооружения были сосредоточены, в частности, в золотоордынском городе Маджары, расположенном на Северном Кавказе17. Исследователи этого исчезнувшего с лица земли города характеризовали его как "весьма крупный культурный центр всех тюркских народов, осевших в области Северного Кавказа", и непосредственно указывали на вероятность проживания в этом городе ногайцев18. Характерно, что у ногайцев сохранился этноним "Мажары". Известен к [174] примеру "Мажаров колодец" ("Мажар Куйы") к северу от аула Кумлы в Ногайском районе Дагестана19.
Арслан
www.arslan_77@mail.ru
19-03-08 15:37
Ляззат посмотри на эту ссылку http://www.akka.ru/files/literature_list/akka_antropolo...i_etnoginez.doc очень интересно !
Арслан
www.arslan_77@mail.ru
13-03-08 08:17
Асеке рахмет Брат за ссылку...
Aseke
Arslanu
09-03-08 22:12
http://www.elim.kz/library.php

Книга М.С.Муканова "Из исторического прошлого"
Мейрам
08-03-08 03:29
Михай Бенкеб да знаю егоб он моему отцу книгу подарил про казахстанских Мадияров
Арслан
www.arslan_77@mail.ru
02-03-08 09:50
Сакен салам, а подробнее про мадьяр из тейпа аргын расскажи . что нибудь !
Арслан
www.arslan_77@mail.ru
02-03-08 07:35
Айболат ассалам алейкум мен мажар. Очень долго и трудно проходит моё изучение моего рода.Никакой конкретики, одно теперь я знаю точно . что мой род произошёл от кипчаков...
Айболат
aibolat7@mail.ru
28-02-08 22:05
Салам алейкум всем. Я тоже мадьяр, но из кыпчаков. См . книгу Муканова о казах Среднего жуза Сам профессиональный историк. Мне интересно все о маджарах. Ко мне на родину приезжали венгреский исследователь Михай Бенке 2 года назад. Нашли наших стариков. Интересно для меня то, что наши исторические рассказы подтверждают уход венгров (мадьяр) с территории Казахстана. Кому интересно приглашаю к диалогу. С уважением Айболат из мадьяров.
Мейрам
15-08-07 19:23
В минувшие выходные в ауле Сага Жангельдинского района состоялось событие, которое организаторы определили как первый международный казахстанско-венгерский этнофестиваль «Встреча через века».
Есть гипотеза, что название Венгрии – Хунгария означает не что иное, как «страна хуннов», или гуннов, родоначальников всех тюрков от Сибири до Кавказа и Карпат. В весьма своеобразном языке венгров попадаются слова, понятные современным казахам. Венгерские ученые проводили исследования, в том числе на генетическом уровне, которые, по словам принявшего участие в фестивале антрополога Андраша Биро, показали самое близкое родство к ним торгайских мадияр среди десятки других претендентов. Ну и, слава Аллаху, решили наши гостеприимные земляки, обожающие родственников.
К тому, что с братьями невозможно общаться без переводчиков, что отличны по облику и одежде, в том числе национальной, - нам ли привыкать, нацеленным на поиск общего. Фестиваль прошел весело и красочно, с угощениями и концертами, демонстрацией обычаев, любимой в обеих странах борьбой и верховой ездой, а также краткой научной конференцией. И теперь венгерские мадьяры ждут в гости наших мадиар.

Из газеты «Казахстанская правда».

Arslan
14-08-07 13:03
Мейрам у меня аська 257798450 пиши пообщаемся...
Arslan
14-08-07 13:00
Мейрам сьав бьол. Буду ждать с нетерпением твои материалы...
Мейрам
13-08-07 21:08
Формальные данные:
1. место проведения: РК, с.Сага Жангельдинского района Костанайской области
2. дата проведения: 5-8 июля 2007
3. цель и задачи проводимого форума: воссоздание значительных историко-культурных памятников наследия народов Казахстана и Венгрии. Связь между поколениями, воспитание патриотизма к родовому краю; изучение наследия предков, пропаганда быта, культуры, языка и т.д.
4. планируемые мероприятия: научная конференция «историческая связь между Казахстаном Мажарстаном(Венгрия)»; посещение мемориала М.Дулатова; представление народных традиций казахов и мажар; традиционные народные игры и состязания; экскурсии по достопримечательным местам края; концертная программа:

есть много статей в газетах(костанайская правда и т.д.)
попозже еще что-нибудь скину про фестиваль!!!

МАДИЯРЫ, ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ БЛИЖЕ!!!
МЕНЯ ЗОВУТ МЕЙРАМ, МНЕ 19!!!

Arslan
04-08-07 19:20
Ассалам алейкум Мейрам !!! Сьав бьол фото получил, хорошо бы к ним и статью прочитать !!!
Arslan
31-07-07 17:57
Мейрам Асалам алейкум ! Ты не забыл про фото и материалы ???
Altyn adam
25-07-07 17:42
"""Мейрам ассалам алейкум. Если можно скинь мне всё про фестиваль и фото на емейл krisztinaandre@gmail.com Буду признателен тебе за инфу .""" Извянки arslan перекопировал. Как рассказывал ранее девушка из Венгрий тоже интересуется этой встречой скинь плиз это ее е-майл. Да ребята если с англиским дружите она хотела бы по общатся с мадиярами казахами пишите ей она будеть ждать.


Arslan
25-07-07 15:34
Ассалам алейкум Мейрам. Сейчас в истории столько перемешано , что правду трудно найти, но всё же на что обратить внимание? Что посоветуешь прочитать ?Сам , что думаешь , откудва берут начало Мажары ?
Мейрам
25-07-07 07:06
ето меня ни на какие мысли не наталкивает. многие факты скрыты от нас и абсолутнои правды мы не сможем узнат.
всем кому обещал инфу про фестивал,на днях выщлу.просто меня продолжытелное время дома не было

Arslan
20-07-07 17:16
К ВОПРОСУ О САМОНАЗВАНИИ БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

Авторы коллективной сводной работы "Очерки истории балкарского народа", касаясь рассматриваемого вопроса, пишут: "Балкарцы сами себя называют "таулу", что означает "житель гор"[4]. Как видно, основной лексический смысл этнонима они опять-таки склонны видеть в пространственно-географическом понятии, а не в эндоэтнонн-мическом, терминологическом обозначении, т. е. этническом самоназвании, что, конечно, является заблуждением уважаемых ученых.

Данное слово в качестве устойчивого этнонима твердо закрепилось за балкаро-карачаевцами, очевидно, с XV в., и это имеет свое обоснование, на котором мы остановимся ниже. Что касается субэтнических названий: малкъарлы, холамлы, бызынгычы, чегемли, басханчы, къарачайлы. - то балкарцы и карачаевцы их употребляли при общении друг с другом, чтобы, помимо общего этнонима "таулу", подчеркнуть еще и свою принадлежность к определенной локальной группе этноса. Но вначале, чтобы выяснить этническую принадлежность вообще, осведомлялись друг у друга: "Сен таулумуса?" - "Ты таулу?", а затем уже конкретизировали и субэтническую принадлежность.

Каким образом и когда мог возникнуть этноним "таулу"? Изучение многочисленных фольклорно-этнографических записей, оставленных дореволюционными авторами, и материалов, собранных в 1950 - 1980 гг., дает ключ к пониманию этой проблемы. Общепризнанна роль исторической памяти народа как элемента, сохранившего традиционное фольклорно-этнографическое восприятие этнического самоназвания.

Эти материалы, отчасти подтверждаемые изысканиями историков, свидетельствуют, что в период нашествия Тимура предки балкаро-карачаевцев жили в предгорной и степной полосе Центрального Кавказа, в частности, в местностях Уллу Маджар, Кичи Маджар, Бургуй Маджар, Бештау, Джулат, озера Маджар Кель, речек Маджар Суу и Жилянчыкъ (Змейка), Бештамак, Кюльтебе, Узун Кала и т. д.

Согласно преданию, полное истребление полчищами Тимура жителей названных мест предотвратил опытный военачальник, мудрый и храбрый Таулу.

В. Миллер и М. Ковалевский, побывавшие в 1884 г., в Большой Балкарии, писали, что "в отдаленные времена пришли в эти места предки нынешних балкарцев, по народному преданию, из Маджар... развалины которых находятся на берегу реки Кумы" [9].

В роли этнонима слово "маджар" часто встречается в фольклоре, фигурирует оно и в зачинном контексте "Песни о Бийнегере". Чтобы спасти оказавшегося на неприступной скале охотника-княжича, люди сходятся из различных ущелий, собирательное племенное обозначение которым дает сама историческая память народа:

Мажар къауум къуугъун таба келдиле.
Къая ыранда бий улун эследиле.
Къайгъы болуп, кеп амалла этдиле,
Болалмайын, ызларына кетдиле [10].

Племя маджар отовсюду по призыву пришло.
На выступе скалы княжича увидели.
Обеспокоенные, много усилий приложили,
Но, беспомощные, обратно вернулись.


О роли маджар в становлении карачаево-балкарского этноса убедительно говорится в статье В. М. Батчаева "Мы пришли из Маджар": факт или вымысел?" [24]. Не будет преувеличением сказать, что в ней автор впервые в исторической науке обращается к сложным этноисторическим процессам на Северном Кавказе в XV - самом начале XVI в. Изучив все доступные материалы по археологии, источниковедению, фольклору, ономастике и т. д., автор делает ценные выводы по этническому составу, языку и антропологическому типу проникших из степей; в ущелья и горы маджар. "Если в Балкарии с приходом маджарцев возобладала тюркская речь, то в Дигории пришельцы, надо полагать, оказались в меньшинстве. Дело в том, что само понятие "таулу" - "горец" могло возникнуть, как считают лингвисты, в тот промежуточный этап, когда основная масса тюркоязычных предков балкарцев (в данном случае это "маджарцы" - общие предки дигорцев и балкарцев) еще оставалась на равнине, но какая-то часть их уже стала проникать в горы, и, следовательно, возникла необходимость терминологически дифференцировать две группы одного этноса по ландшафтно-географическому признаку" [25], - пишет В. М. Батчаев.

Эти слова ученого являются первым серьезным размышлением о переломном моменте в становлении собственно балкаро-карачаевского этноса в XV в. Я же хочу добавить, что географический признак в слове "таулу" никак не присутствует и оно всецело выражает этническое смысловое значение. Более того, оно настолько глубоко укоренилось как этническое самоназвание балкаро-карачаевцев, что не оставляет сомнения в истинности подобного этнонима.

Живших же в степи своих собратьев балкаро-карачаевцы еще долго продолжали называть маджарами, но не таулу, дифференцируя себя от них и этнически. Еше в 1960 - 1970 IT. редко, но можно было услышать выражение при обращении друг к другу: "Сен не дукъум мажарлыса?" - "Что ты за мажарец?"

В маджарах В., М. Батчаев в основном склонен видеть кипчаков-половцев и ассимилированных ими алан, тогда как в состав "маджар" входил главным образом живший в докипчакское время внушительный тюркоязычный массив племен на огромной территории Евразии.

Ссылаясь на исследования К. Багрянородного и Других ученых, известный татарский филолог М. 3. Закиев пишет: "Маджары, как и все другие древние тюркские племена, в различный период принимали и другие официальные этнонимы: во время господства тюрков и узов (огузов) их часто именовали общим именем турков и узов... В период Золотой Орды и после ее распада они приняли официальное название татар, а южная их часть - ногай" [26].

Опираясь на достоверные научные источники и труды известных ученых прошлого века, историк Р. Г. Мухамедова приходит к выводу, что племенное название самой крупной субэтнической группы современных татар-мишарей восходит к этнониму "маджар", где в терминологическом звучании же произошла незначительная фонетическая трансформация: "На территории старинного Алатырского уезда сосредоточено основное ядро "цокающей" группы татар-мишарей... топонимические названия с именем "маджар" в пределах бывшей Казанской губернии бытуют на правом горном берегу Волги, а именно в Татарском уезде", - пишет она в статье "К проблеме этногенеза татар-мишарей" [27]. Как известно, жители Черекского ущелья Балкарии по сей день говорят на древнейшем цокающем диалекте кипчакского языка тюркской языковой группы.

По мнению видных ученых-историков, маджары являются прямыми потомками буртассов - одного из древнейших булгарских племен, в состав которого позже влились огузские и кипчакские племена. Еще в XVI - XVIII вв. среди татар-мишарей (маджар), как наиболее архаичный этнический массив, выделялись буртасские племена. Маджары сыграли заметную роль и в этносимбиозе башкир,ногайцев, кумыков, осетин и кабардинцев. Вспомним слова Ш. Ногмова: "...по преданиям известно, что некоторые из маджар соединились с нашими предками" [28] - или же суждения В. Н. Кудашева [29]. Сообщение Ш. Ногмова со слов самих балкарцев о том, что они "составились из остатка племени Болгарских народов" [30], следует понимать так, что в исторической памяти балкарцев преклонного возраста тогда могли сохраниться предания о болгарском происхождении маджар.


Arslan
19-07-07 08:45
Вот что я ещё нашёл у Орлова А.М .

В XVI — ХЧП вв. в Мещере наряду с татарами-кипчаками и бесерменами фигурируют
башкиры, буртасы, буртасские татары, маджары, называемые общим названием мещеряк,
мещеряков

Особенно часто упоминаются маджары. Впервые этноним «мачярин» употребляется
рядом с мордвой, бесерменами в договорной грамоте 1483 г. 1 Вельяминов-Зернов в
примечании к своему труду так комментирует этот термин: «мачярин» очевидно то же,
что мещерянин, мещер (у нас они назывались можарами), имя народа одного
происхождения с мордвой. Мишари — отатарившиеся остатки прежней мещеры» '.

Мейрам . что ты думаешь по этому поводу ?
Асеке
17-07-07 16:15
Давай кидай askar_agha@mail.ru
за ранее рахмет, бауырым!!!
arslan
www.Arslan077@mail.ru
17-07-07 12:52
Мейрам ассалам алейкум. Если можно скинь мне всё про фестиваль и фото на емейл www.Arslan077@mail.ru Буду признателен тебе за инфу .
Мейрам
zhandildin@gmail.com
16-07-07 20:14
Асеке,если хочешь,то могу скинуть фотографии с фестиваля на почту. Лучше на почту напишу,если это тебя заинтересовало.это был 1ый фестиваль.собрались мадияры со Всего Казахстана.планируется ежегодное проведение.

Altyn adam
16-07-07 13:33
Ребята у меня на работе девушка из Венгрий работает так вот она утверждает что она мадияр и что предки ее из наших степей, мне стало интересно и вот что я нашел в пойсковиках:
http://mishare.narod.ru/books/Ethnic_roots/3.htm
http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=2534
У кого какая информация выстовляйте.
arslan
www.Arslan077@mail.ru
16-07-07 09:13
Ассалам алейкум мен Мажар ! Очень хочеться подвести историческую черту откуда же берут своё начало Мажары !

Орлов А.М.

Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы
Маджары и мещера – кипчакские племена

1. Краткий экскурс по истории кипчаков.
Вопрос о происхождении татар Нижегородского Поволжья (в крупных городах их обычно называют нижгарами), как и вообще татар-мишарей, не простой. Об этом можно судить хотя бы по числу высказываемых версий. Таких версий несколько – это версии о мещерском (угро-финском), маджарском, татаро-ногайском, буртасском происхождении. Каждая из них несет в себе определенную информацию, говорит о том, что нижегородские татары сформировались из нескольких, возможно, родственных племен, этнических компонентов. Не случайно, среди нижгар бытует поговорка “Авылы башканын – каумы башка”, означающая “Что ни деревня, то особое племя”. Нельзя умолчать и версию о булгарском происхождении (или булгарском компоненте). Как показало наше исследование, часть булгар (или выходцев из Булгарии – небулгар) могла осесть в пределах края еще в домонгольские времена, когда булгары имели свои поселения на берегах Волги, на всем ее протяжении в пределах Нижегородского Поволжья, а также в глубине мордовских земель в окрестностях Сарова. Имели место перемещения жителей Волжской Булгарии во время монголо-татарского нашествия и в эпоху Казанского ханства, когда эти земли по существу оставались в его владении.

По общепринятой классификации (генеологии) языков татарско-мишарский язык относится к кипчакской группе тюркских языков, в которую входят языки таких народов как казаки, каракалпаки, ногаи, кумыки, карачаевцы, балкары, а также караимы. Современный татарский язык сформировался в эпоху Золотой Орды в результате взаимодействия булгарского и кипчакского языков, и он вместе с башкирским языком составляет особую подгруппу – булгарско-кипчакскую, куда относится и язык татар-мишарей.

Не случайно, Е.В.Малов, Г.Н.Ахмаров, С.П.Толстов находили детали общности татар-мишарей и особенности нижегородских татар с казахами (их называли киргизами-кайсаками), сибирскими татарами как в языке, так и в некоторых элементах национального костюма, кухни, устройстве крыши (имеются ввиду крыши из соломы, обтянутые соломенными арканами, характерные для степных зон). По нашему предположению, контакты предков нижегородских татар происходили не только в ранние, но и в средние века, до их последнего исхода из Сибири в конце XVI – начале XVII вв. Здесь происходили контакты с остяками, о влиянии которых писал С.П.Толстов. Об этом свидетельствует версия, что часть татар в это время переселилась в Нижегородское Поволжье из Сибири (см. раздел “Актуко-Новопар”).

В версии о мещерском (угро-финском) происхождении подвергается сомнению вопрос о тюркской принадлежности татар-мишарей, прежде всего, нижегородских татар. В принципе, переход к другому языку с сохранением этнического самосознания возможен, возможна и ассимиляция или растворение одного народа в другом. Здесь принципиальное значение имеет религия. Если процесс сопровождается сменой религии, то это сопряжено с ассимиляцией, утратой национального момента, но с сохранением этнического самосознания, реликтов в языке, культуре.

В культурном облике татар-мишарей мы не находим этих атрибутов, не обнаруживаем возможность такого перехода - мещера изначально была и остается тюркским племенем. На наш взгляд, здесь мы имеем дело с обычной неосведомленностью или стремлением выдать желаемое за действительное. Тем более, что совершенно не обосновано преувеличена роль ислама в тюркизации мещеры – ислам в среду мещерских татар проникал очень медленно. Судя по именам и фамилиям, даже в XVI-XVII в. мы сталкиваемся с группами неисламизированных татар.

Какая существует связь между древними тюрками-кипчаками и татарами-мишарями и нижегородскими татарами, в частности?

До последнего времени эта проблема по существу не исследовалась. Связь прослеживалась лишь начиная с XI-XII вв., когда кипчаки стали вступать в отношения с русскими князьями и когда на землях Дешт-и-Кипчак была создана Золотая Орда, основную часть населения которой составляли “отатарившиеся” кипчаки. Потому наши представления о кипчаках оставались до невероятности примитивными, искаженными. При этом кипчаки представлялись как предки диких татар Золотой Орды, как кочевой, бескультурный народ, что исключало возможность прослеживать какую-то преемственность между древними предками, образовавшимися от них народами.

Более того, всякая иная трактовка облика тюрков-кипчаков без всякого обоснования считалась антинаучной, вредной, встречалась в штыки. Это ярко отразилось на примере реакции на статью академика А.Гордлевского “Что такое босый волк?” За положительную характеристику кипчаков на него набросилась целая группа авторов антикипчакского толка.

Тем не менее, историография кипчаков не стояла на месте. В послевоенные годы осуществлялись крупные исследования по истории кипчаков, из которых вырисовывается целостная картина об их культуре, сформировавшейся на Алтае, расселению кипчаков по огромным просторам Евразии.

Учеными установлено, что прародиной тюрков-кипчаков является Алтай, включавший огромную территорию – Сибирь, Прибайкалье и другие смежные районы. Здесь сформировалась тюркская культура, называемая в научной литературе алтайской. Она характеризуется большими достижениями в материальной и духовной культуре, оказавшими огромное воздействие не только на народы Азии, но и Европы. На Алтае началась железная революция – переход от производства изделий из бронзы к производству их из железа. Носители алтайской культуры первыми начали применение орудий из железа, приступили к пахотному земледелию. Тюрки-кипчаки широко использовали лошадь как в хозяйственных целях и как средство передвижения.

Такие достижения человеческой культуры, как печь, очаг, курень, терема, изба, сарай-дворец, кирпич, чугун, булат, деньги, книга, колбаса, молочные и мучные изделия, конское снаряжение, кафтан, шуба, шаровар, мифические персонажи и многое другое пришли из алтайской, тюркской культуры, стали достоянием других народов благодаря контактам с тюрками.

У тюрков-гуннов еще за 1200 лет до Р.Х. сформировалось свое государство, трансформировавшееся в Тюркский каганат, Хазарский каганат, булгарские государства, Золотую Орду, Казанское ханство. Традиция тюркской государственности была использована в Мещере, где московские князь создал Касимовское ханство, существовавшее почти рядом с Москвой 200 лет.

На Алтае возникла одна из мировых религий, давшая толчок к возникновению христианства, оказавшая сильное воздействие на процесс формирования вероучения, культа этой религии. Это – тенгрианство, основанное на единобожии. Расселение тюрков-кипчаков к западу от Алтая начинается в II-III вв. Осваивая Великую Степь, к IV в. они достигают Дона и Кавказа. К V в. сформировалась огромная страна кипчаков – Дешт-и-Кипчак. Одновременно они проникают в страны Европы – в Грецию, Италию, Испанию. Это движение известно как гуннское движение.

В степи начинается процесс этнической дифференциации, обособления племен в самостоятельные этносы. Именно в этот период возникают союзы хазарских, булгарских, буртасских племен или союзы на основе какого-то этноса, в т.ч. маджарских. Предки татар-мишарей здесь образовали куманский или маджарский союз племен с центром на реке Кума, где позже возникли несколько крупных городов под названием Маджар, сыгравшие большую роль в транзитной торговле между Востоком и Западом. Этим вызвана необходимость создания 4-х язычного словаря, известного под названием “Codex Cumanicus” (кодекс куманов). Маджары считались одним из лучших тюркских городов раннего средневековья. Их земли в литературе обычно назывались Команией. Русские называли кипчаков половцами. На Востоке кипчаки сохранили свои племенные названия, в т.ч. и название татар. В Западной Сибири позднее их стали называть татарами-чулымскими, барабинскими, ишимскими, сибирскими, тюменскими татарами.

Исследователи полагают, что регион, включавший в себя Северный Кавказ. Прикаспийскую низменность, Подонье является ареной формирования поволжских народов, прежде всего, булгар, буртассов, маджар. Булгары, буртасы, маджары, переселившись в Среднее Поволжье, а также в Мещеру, положили начало новому этносу, позднее названному татарским. Способствовало его формированию кипчакско-татарское государство – Золотая Орда. Кавказским началом татарского этноса объясняется сохранение их культурной и языковой близости к балкарцам, карачаевцам, кумыкам, а также караимам.

Как было уже замечено, поволжские татары относятся к понтийскому типу, характерному для северо-кавказских тюркских народов, и маджарским племенам, находившимся некогда в межэтническом союзе.

В литературе ареал обитания тюрков-кипчаков искусственно сужается пределами Подонья, степей Прикаспийской низменности, Северного Кавказа. Обычно границы их расселения в юго-восточной части России очерчиваются по линии Верхний Дон – Средняя волга – Кама. Однако оставленные кипчаками города, селения, многочисленные курганные могильники говорят о другом – места пребывания кипчаков обнаруживаются значительно севернее и западнее указанной линии. Они располагаются по обе стороны Оки, доходят до берегов Москвы-реки. К кипчакским городам относятся Брянск (Беренчесе – северная столица Дешт-и-Кипчак), Орел, Тула, Коломна и др., о чем будет сказано в последующих разделах книги.

Недостаточно обоснован и вывод о быстром и повсеместном распространении ислама, прервавшем якобы курганную культуру. В Нижегородском Поволжье обнаружены курганные могильники, оставленные так называемыми дикими половцами еще и в XVIIв.

Отвечая на вопрос о связях между древними кипчаками и татарами-мишарями можно твердо сказать, что между ними существует прямая органическая связь. Рассмотрим некоторые из них.

Кипчаки оказались расселенными по Восточной Европе, начиная с Северного Кавказа, Прикаспия, Приазовья, кончая Мещерой, жили чаще всего оседло, пользуясь природными богатствами сообща, сохраняя приверженность к коллективным формам сожительства, вольной жизни. По данным А.И.Лызлова, написавшего свою книгу “Скифская история” на основе не дошедших до нас русских летописей и работ польских и итальянских историков, половцы были оседлым народом. По данным итальянского путешественника Иосафат Барбаро (сер. XV в.) кипчаки имели культурное земледелие – получали высокий урожай: пшеница сам-50, просо – сам 100. Он это наблюдал в южном Подонье, в г.Тань, Ростовской, Волгоградской, южных районах Воронежской области, на Северном Кавказе у р. Кумы.

Благодаря своим связям с византийцами, итальянцами, арабами, торговле с развитыми странами, они, как и хазары, и булгары, сумели создать высокую культуру.

Половцы имели высокую степную культуру. Современники характеризуют кипчаков как миролюбивых степняков, с высоким чувством справедливости. Как заметил академик Гордлевский, между русскими и половцами существовали отношения мирного соседства, сношений и взаимной пользы. Но эти отношения искажались церковью. Для церкви половцы часто были враги, которые “губят землю русскую и проливают христианскую кровь беспрестанно. Когда же князья узнавали их ближе – половцы превращались в сватов”.

По вине русских князей, весьма склонных к политическим интригам и авантюрам, половцы неоднократно обрушивались и успешно грабили беззащитных враждующих друг с другом русских княжеств.

Почти каждый удачный поход русских князей в землю Половецкую сопровождался выводом в Русь множества полоны чады и челядь. Знатные пленники давали в окуп за себя “злато и серебро и конь и скот”. Бедные селились на земле, которую пленные должны были обрабатывать своим трудом.

Характерные для кипчаков поселения были во многих местах в верховьях Оки и Дона, к юго-востоку и югу от Мещеры. При этом они часто возникали как объединения кипчакских и славянских общин, различающиеся по роду занятий. Такие мирные симбиозы имели место в частности в междуречье Хопра и Битюга, в верховьях Оки и Дона. На смешанный характер населения и особые отношения с Золотой Ордой указывают многочисленные исторические работы. По данным А.А.Шенникова, русско-тюркским было население Елецкого княжества. Елец прежде носил тюркское название Карасу (буквально – черная вода. Так называли водоемы, питаемые подземными водами). В 1395 г. Елец в числе других тюркских городов, как Сарай, Булгар, Маджар, был разрушен отрядами Тимура.

Следы тюркских элементов сохранились у населения современной Воронежской, Липецкой, Тамбовской областей. А.М.Кучеев в одном Усманском районе Липецкой области подсчитал около 200 фамилий тюркского происхождения, которых носят десятки родов, около 8 тыс. чел. населения подобные (Касымовы, Шалимовы, Баскаковы) фамилии, что составляет более 10% от всего населения района. Кроме этого и уличные прозвища во многих случаях оказываются тюркского происхождения. Он установил значительный пласт тюркизмов, много параллелей с тюркским бытом – использование белого войлока с черным орнаментом по краям и в середине, употребление сыра, идентичного с башкирским или казахским коротом.

О том, как жили кипчаки в золотоордынское время в ее тылу, пишет Л.А.Шенников. В этих целях он исследовал район, известный под названием Червленый Яр, находящийся в верховьях р.Цна и левобережье р.Хопер, места, которые В.Н.Татищев называл центром Мещеры. И обнаружил интересные явления. Во-первых, татарские селения (их Шенников считает древнекипчакскими, свидетельством чего являются многочисленные курганы) как и находящиеся в соседстве с ними русские и мордвинские селения жили дружно, составляя единый симбиоз скотоводов и земледельцев. Во-вторых, все эти селения не подчинялись Золотой Орде (это в XIV в.!) и никто с ними не воевал. В-третьих, симбиоз был и в религиозном плане – тенгрианство, ислам и православие сосуществовали мирно. В-четвертых, (это было, пожалуй, главным) обходились без феодалов. Автор пришел к выводу о том, что у восточно-европейских кипчаков в лесостепной и степной зонах феодализм до прихода монголов еще не сложился. Кипчакские ханы не были феодалами в общепринятом смысле слова – феодализм был навязан кипчакам извне, насильно золотоордынскими ханами. Однако даже в условиях феодализма кипчакские общины представляли собой систему родоплеменных сообществ без феодалов. Такими собственно были казацкие общины.

Казацкие общины сформировались в кипчакской среде. Само слово “казак” существует в тюркских языках в смысле “вольный человек”. Формирование казачества А.А.Гордеев связывает с Золотой Ордой. В эпоху Золотой Орды Кумания, прежде всего, низовья Терека (Прикаспийская низменность) отводятся куманам для расселения казачьего войска. Одним из первых стало Мещерское княжество, в составе которого были казаки. Гордеев заметил ряд примечательных особенностей тюркских казаков - это привязанность их к своим землям и своим исторически сложившимся порядкам – они не стали подневольными от золотоордынских ханов, не приняли крепостную зависимость, болезненно воспринимали всякую социальную несправедливость, о чем писал Флетчер (см. предыдущую главу книги), восставали против феодальных порядков.

Уже тогда у них были навыки к гражданским свободам. После распада Золотой Орды казаки устремились в пределы русских княжеств. С ними сливались феодалы Золотой Орды – мурзы. В середине XV столетия на границах Рязанского, Мещерского и Северского княжеств на пограничной службе появились казачьи отряды.

Забегая вперед, можно заметить преемственность между кипчаками и нижегородскими татарами в общественной жизни – современные татарские селения Нижегородского края сформировались по своей форме как поселения казачьих общины. По традиции служилые татары назывались казаками городовыми, выезжими, принимали на себя тяжелые повинности военных людей быть готовыми к походам, станичной и сторожевой службе, иметь боевых коней, необходимое снаряжение, хотя очень трудно было совмещать военную службу с крестьянским трудом. Вероятно, спецификой казачьей жизни обусловлены крупные размеры и незаметное расположение (в ложбинах) селений. В ряде случаев селения по казачьей традиции назывались “юртами”.

В татарских селениях землепользование и сельскохозяйственные работы устраивались на общинных началах – в актах указывалось “жить вместе на одних усадах и в одной околице, землю пахать и сено косить и всякими угодьями владеть заодно по жеребьем меж себя через десятины”.

2. Нижегородские татары – потомки кипчаков.

О кипчакском происхождении нижегородских татар свидетельствует, прежде всего, язык.

Язык нижегородских татар близок к куманскому языку, зафиксированному в памятниках языка. Прежде всего, имеется ввиду изданный в 1303 г. словарь куманского языка, известного как “Codex Cumanicus”. Он содержит перевод куманских слов на немецкий, латинский, персидский языки, признан как один из крупнейших лингвистических памятников средневековья.

Выводы В.В.Радлова, а также А.Н.Самойловича, С.Е.Малова о близости куманского языка с мишарским наречием подтверждают современные лингвистические исследования, осуществленные в послевоенные годы коллективом ученых ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова, результаты сравнительного изучения говора татар Краснооктябрьского района Горьковской области, проведенного Р.Ф.Шакировой.

Исследователи установили, что есть общее в языках куманов и современных сибирских татар, хотя последние не назывались куманами.

Характерным признаком общности языка древних кипчаков и татар-мишарей является специфика говора нижегородских татар. Установлено, что цоканье характерно было для языка куманов – западных кипчаков, что отражено в указанном словаре “Codex Cumanicus”. Оно было характерным для мещеры, в т.ч. обрусевшей. Цокающий говор был присущ населению отдельных мещерских уездов Рязанской губернии. Как заметил В.В.Радлов, “употребление сложного переднеязычного Ц наблюдается кроме куманов, мишеров у иртышских, чулымских, барабинских татар”. При этом он подчеркивает, что куманский язык, зафиксированный в “Codex Cumanicus” ближе всего стоит к волжским наречиям и в особенности к наречию мишеров.

Свидетельством формирования предков татар-мишарей на Северном Кавказе, в низовьях Волги и Подонье является оригинальная система названий дней недели. Этим маджары и мещеры отличаются от сибирских татар. Она сложилась в результате длительных контактов кипчаков-тенгрианцев (русские летописи называли их агарянами, церковные источники – несторианцами) с восточными христианами и армянами, а также с иудеями-хазарами. Берет начало она со времен Хазарского каганата (VIII-XI вв.).

Как пишет А.Н.Самойлович, эта “единая система названий дней недели наблюдается на обширном пространстве от мещеряков Сергачского уезда Нижегородской губернии до турков Анатолии и Балканского полуострова”. Она отличается синтетическим характером, представляет сочетание названий дней недели, принятой в системе казанскими татарами, и названий собственного мишарского происхождения, в основе которых, по мнению А.Н.Самойловича, лежат раббинистические (раннехристианские или иудейские) представления о сотворении мира. Система названий дней недели, принятая казанскими татарами, исходит из признания одного главного дня недели – жомгы (пятницы). Отсчет дней недели берет начало от жомгы. Суббота названа просто днем, воскресенье – первым днем недели - яушэмбэ (ак – первый, шэмбэ – день), далее – понедельник – душэмбэ (ду – второй), вторник – сишэмбэ (си – третий), среда – чаршэмбэ (чар – четвертый), четверг – панжешэмбэ (пан - пятый).

В системе названий дней недели у татар-мишарей содержится признание двух начал – воскресенья и пятницы.

Названия дней недели выглядят следующим образом:

У мишарей
У русских
У казанских татар

Баш кунь – начальный день недели
понедельник
Душэмбэ (второй день)

Буш кунь – пустой день, продолжение сотворения, но без видимых результатов
вторник
Сишэмбэ (третий день)

Чаршэмбэ – как у казанских татар
среда
Чаршэмбэ (четвертый день)

Кече атна кунь – канун младшей (мусмульманской) недели
четверг
Панжешэмбе (пятый день)

Жомга кунь – как у казанских татар
пятница
Жомга

Атна араскунь – день между двумя неделями – мусульманской и христианской
суббота
Шимбе

Базар кунь – базарный день
воскресенье
Якшэмбе (первый день)


Система названий дней недели представляет собой синтез раббинистических (раннехристианских или иудейских) представлений о сотворении мира и персидско-мусульманских названий отдельных дней недели. Это – понедельник, по-тюркски – баш кунь, начало сотворения мира; вторник, буш кунь – продолжение сотворения тверди, но без каких-либо результатов; среда, чэршэмбэ – пятый день недели по исламу; четверг, кече атна кунь – канун младшей недели по исламу, относительно к христианской неделе, считая ее старшей или главной неделей; пятница, джума кунь - главный день исламской недели; суббота, атнараскунь – день между двумя неделями – исламской и христианской; воскресенье, базар кунь – базарный день, выступает безотносительно к христианству и исламу, подчеркивает главное его назначение – день, когда проходит базар.

Эта система возникла после исхода тюрков-кипчаков с Алтая. На старой родине такой системы не было – там сохранились старые изолированные системы. При этом главным был счет дней месяца с разделением его на две половины: janь aj (новый месяц), aski aj (старый месяц). Исторической ареной новой системы была прежняя родина волжских народов - северные районаы Кавказа в III-VIII вв.

Эта система названий дней недели, отличная от таковой у казанских татар, получила распространение среди чувашей, мордвы. Особенно тесными были контакты кипчаков с армянами. Начало этих контактов восходит к V-VIII вв., а возможно и к II в. Для нас эти контакты интересны тем, что армяне сохранили память о них в своей духовной культуре и даже в языке. В XVII в. была обнаружена оригинальная этноконфессиональная группа армян-кипчаков, принявшая татарский язык и сохранившая его в своих судебно-бытовых документах. В них законсервированы язык куманов эпохи Codex Cumanicus в прежнем виде, пласт специфических слов, встречающихся в говорах татар-мишарей Пензенской, Саратовской, Симбирской и Нижегородской губерний (авалги, айып, анга, ара, арын, ату, атлы (исемле), а также много русизмов, обычно употребляемых в говоре нижегородских татар.

Армяне восприняли христианство под впечатлением основ тенгрианской религии. Они исповедовали и продолжают исповедовать так называемый монофизитизм, особое направление христианства, признавая единого Бога – Бога небесного, отрицая божественную природу Христа. Армянская церковь стойко боролась с западными церквами по поводу своего толкования Бога. В Армении до сего времени сохранились древние священные книги на тюркском языке, написанные армянской графикой. Тюркский язык был у армян при богослужении.

Об этом следует говорить еще потому, что армяне оказали влияние на тюрков-кипчаков, обитавших в юго-восточной Европе, поддавшихся влиянию христианства – или было принято христианство в его ранних формах. Именно под влиянием длительных контактов с восточными христианами сложилась система названий дней недели, явившаяся синтезом ранне-христианских, исламских представлений. В сознании современных нижегородских татар сохранились пережитки традиционных (характерных для основных направлений) представлений христианского происхождения о боге-отце, богине-матери, трансформировавшиеся в понятия “алла-атай”, “алла-анай”.

Правда, попытки распространить христианство среди наших предков предпринимались и со стороны западных церквей. О них рассказывают тексты проповедей на куманском языке, приложенные к словарю Codex Cumanicus, предназначенные для миссионеров, призванных работать среди куманов.

Контакты золотоордынских татар, булгар, бесермен с армянами продолжались и на нижегородской земле. Армянские купцы, посещавшие Н.Новгород во 2-й половине XIV в. неоднократно упоминаются рядом с татарскими (кипчакскими) и булгарскими. Армянские колонии имелись в Древнем Булгаре, Сарае, Маджаре и других золотоордынских городах.

К традициям древних кипчаков восходит и “медвежий промысел” нижегородских татар, существовавший до 60-х годов XIX в. Он пришел к татарам Мещеры от тюрков-кипчаков, у которых игры с медведями считались одним из видов увеселительных зрелищ.

Примечательно, что поводырей медведей, обученных плясать, наблюдал английский путешественник Герберштейн в начале XVI в. в Мещере. Он запечатлел также картину медвежьего боя, продемонстрированного во время царского приема в его честь татарами касимовского царя Шах-Али (речь идет в 1526 г.).

У нижегородских татар издревле культивируется своя традиционная борьба на кушаках (“коряш”) с применением подножек, отличающаяся от борьбы казанских татар. Этот вид спорта широко распространен среди якутов, алтайцев, казахов, киргизов, северо-кавказских народов. Некоторые авторы полагают, что борьба получила распространение в европейских и восточных государствах под влиянием культуры Древнего Египта. Нам кажется, что вопрос об этих культурных связях всесторонне не изучен. Очевидно одно – она является традиционным видом спорта у многих тюркских народов. Как полагают М.М.Сахабутдинов и Д.Р.Шарафутдинов, татарско-мишарская ближе к якутской борьбе (курдацан-тустуу или хапсагай).

При этом соревнования по борьбе у нижегородских татар не были связаны с праздничным комплексом казанских татар “Сабан туй”, проводились как и у восточных тюрков в виде самостоятельного праздника, приурочивались к празднествам весенне-летнего цикла или культового характера.

Этническую историю татар-мишарей освещают и сведения о контактах маджар с мадьярами, происходивших в Мещере. Венгерские исследователи, основываясь на русских источниках, доказывают, что остатки венгров, обитавших перед переселением в VIII в. за Дунай, были перенесены в Мещеру, где они отатарились или обрусели.

Контакты между мадьярами и кипчаками, позже названными куманами или маджарами, начались еще на Востоке, продолжались на Урале, Средней Волге и на Северном Кавказе. Мадьяры до переселения за Дунай состояли в союзе с кипчакскими племенами, переняли от них огромный пласт тюркских слов, вобрали в себя часть кипчаков. Возможно, и часть мадьяр осталась с маджарами. Об этом свидетельствуют частые смешения маджар с мадьярами, наблюдаемые у восточных путешественников уже после переселения мадьяр в Подунавье. Оставшиеся мадьяры были найдены венгерским монахом Юлианом на Средней Волге и около Суздальской границы. В мещере они смешались с предками нижегородских татар. Именно среди них венгерские исследователи ищут остаточных мадьяр, обнаруживают следы мадьяр в топонимике – в названиях селений с топонимом “можар”.

Венгерские историки обращают внимание на следующее летописное сообщение: в 1551 г. царские воеводы в связи с готовящимся походом Ивана Грозного на Казань собрали под Свияжском князей, мырз, сотных князей и десятных чувашей, черемис, мордвы, можаров и тарханов - данников казанского царя, привели их к присяге царю, требуя от них быть неотступными от Свияжского. Под упоминаемыми можарами они подразумевают останочных венгров.

Подводя итог сказанному по поводу взаимосвязи, преемственности между тюрками-кипчаками и различными тюркоязычными народами Восточной Европы, следует заметить, что кипчаки-маджары являются предками всех этих народов. Ныне это признают исследователи различным направлений и школ. Примечательно это прозвучало в трудах международной конференции, проходившей в Финляндии в честь 70-летия нашего земляка, профессора Хельсинского университета Омара Тагера.

Этому предшествовала огромная работа по обобщению результатов археологических и лексических исследований, картографированию татарских этнокультурных районов, диалектов, говоров.

Нижегородские татары являются одной из самобытных групп татар, сохраняющих преемственности в языке, культуре и традициях тюрков-кипчаков в современных условиях.


Персональный поиск Яндекса. Версия 2.0


Асеке
15-07-07 19:32
Расскажи Мейрам! У меня друг ногай из рода мажар. Ему будет интересно почитать всё это. За ранее благодарен, Асеке
Мейрам
zhandildin@gmail.com
14-07-07 21:19
я мадияр! я тоже верю, что венгры и ру Мадияр как-то связаны. Наша семья и ряд ученых из Венгрии (была делегация из Венгрии,ну и с нашей стороны тоже много кто помогал) учтроили этнофестиваль между нашими народами в Костанайской области,на земле Мадияров!было весело.Атмосфера была дружественная,семейная.кому интресно,могу поподробнее рассказать
Асеке
12-07-07 09:36
Ляззат! Есть такой подрод у кыпшаков. Даже у ногаев Дагестана есть род "мажар". В книге у Марата Сабиовича Муканова "Этнический состав и рассление казахов Среднего жуза", (издательство Наука, Алма-Ата, 1974) написано, что племя кипчак делилось на 4 крупных родовых объединения: кара-кипчак, кулан-кипчак, сары-кипчаки ктай-кипчак.
Самым многочисленным было первое объединение, оно состояло из следующих родов:
- кольденен (подроды бикашты, акбура и мимык)
- карабалык (подроды сопы, карсак и жолжаксы)
- торайгыр (подроды кобланды, есим и сеит)
- тарыузун (подроды жиембет, алтай, алтыбас, матей, турсунбай, кудас и буйтун)
- бултун (подроды кулатай, тобет, мадьяр, бегис)
Полевые материалы этнографических экспедиций 1956-1973гг.
Сакен
saklexi@gmail.com
12-07-07 01:31
привет.
сам я аргын. и мадьяры это тайпа аргын тоже (подрод).
но самое интересное, это то, что мадьрами себя зовут венгры. и сейчас много разговоров на эту тему. часть усенных венгров настсаевает на то что венгры ведут свое начало от угоро-финской группы народов, другая что от гуннов и тюрок. я более склоняюсь ко второй версии хотелось бы
узнать от знающих мадьяр по больше.




Ваш ответ
Ваше имя:
Обратите внимание, что этом форуме можно писать только по-русски. Для общения на казахском приглашаем в казахские форумы.
Также запрещены тексты, набранные ЗАГЛАВНЫМИ и latinicey.
Ваш e-mail:
Текст:
Код на картинке:

обновить код
 




© 2002—2017   | info@kazakh.ru   | Блог  | О проекте  | Реклама на сайте | Вакансии 
Группа Вконтакте Страница в Фейсбуке Микроблог в Твиттере Сообщество на Мейл.ру Канал пользователя kazakhru - YouTube