Казах.ру
поиск по сайту и Казнету
rus / eng / kaz
Форумы
На русском языке
Қазақша сөйлесу
Последние темы всех форумов:

Үйленетін жігіт іздеймін ...
Куплю ТОО ...
Ищем дилеров в казахстане...
Ищу дистрибьютора в Казахстане...
Денсаулық туралы сұрақтарыңыз болса хабарласыңыздар...
Помогу оформить кредит...
Ажыраскан жигитпен танысам ...
Продам ТОО ...
Продам ТОО со строительной лицензией ...
Медицинские клиники в мире...










Общение

Общение: Список форумов
Форум: Казахи
тема: Уйсуны в древности и сейчас


автор темы сообщение
Haan
10-03-09 18:25
Какую связь имеет казахский род Уйсун с уйсунями начала нашей эры?

автор ответ
Дик
alter-79@mail.ru
18-11-17 04:44
У меня вопрос, уйсуны это кто усуни или Золотоордынские уйшуны? Если Золотоордынские уйшуны, то тогда уйсуны это ветка племени хушин. Древние усуни это были европеоидные ираноязычные племена, а хушин(уйшин, уйсун), это тюркизированное монгольское племя. Это как дулаты. Они одновременно и дулу и доглаты. Но это совершенно разные этноплеменные образования. Здесь либо одно, либо другое.
Bau8
06-11-16 08:11
Малик, где можно купить или скачаь книгу? По ссылке не удалось найти
Малик
amalik1955@mail.ru
05-11-16 15:40
Нургали ! Книгу , о которой идет речь , я приобрел 5-6 лет назад. Перечитал несколько раз.... и только сейчас понял, что ее нужно изучать , причем с карандашом в руке ! Этим сейчас и занимаюсь ( конечно , когда есть свободное время). Такие понятия , как \\\"ар\\\". \\\" i с\\\" объединяют всех нас , потомков Ак-Арыса, Жан-Арыса и Бек-Арыса, родных братьев , по-сути.
Нургали 65
04-11-16 06:00
Малик, с интересом и очень быстро прочитал, спасибо, вот так и надо всем поступать, если прочитал стоющую книгу касающейся нашей истории. Иногда мне казалось, что некоторые свои посты я, написал, прочитав его. В целом книга нужная и полезная в деле возвращения героических предков своим потомкам и не только казахам. Конечно, есть места, где можно с ним не согласиться: противоречия, не стыковки. Например, генетические данные показывают, что нирунов он не там локализовал, а жетіру различны по происхождению. С одной стороны автор утверждает, что как бы не пытался Чингисхан растворить непримиримых татаров среди других племен так ничего и не получилось, но с другой стороны пишет об отцах основателях казахских племен из разнородных масс людей. В таком случае вместо - Алшынов, Аргынов, Конратов, Уйсунов и т.д. были бы такие племена – Алауцы, Акжолцы,Нангудайцы, Майкыевцы. Последние, скорее всего возглавили своих родственников и соплеменников, а название большинства племен идут через века. Поменять свой род или племя на другой, близкий или сильный, это же как предать своих аруақов, қанын сату, позорное явление. Даже оказавшись, по различным причинам, среди других племен вхожденцы помнят кто они и откуда. В шежире все ходы записаны. Или может я что-то не так понял?
Malik
amalik1955@mail.ru
20-10-16 13:27
Эра Чингисхана в истории казахской нации ( степная дилогия). Это книга Мухамет-Халела Сулейманова.
Хотите по-лучше узнать нашу Историю ? Прочтите этот ТРУД.
Кайрат
Kai_63@mail.ru
18-10-16 08:44


Гун или Хун скорее происходит от имени или титула КҮН бий, т.е. СОЛНЦЕПОДОБНЫЕ правители, так называли господствовавших в ЕврАзийских степях потомков выкормленного волчицей мальчика Уйсун Елсау-күн бия, так же его потомки назывались Борiжиенами (родственники волков по материнской линии или потомки волчицы), от которых в 5-ом веке н.э. произошел правитель Гуннов Едил (Атилла) хан, в 6-ом веке н.э. основатели Великого Тюркского каганата -государства "Манги ел" Бумын и Естеми каганы, Культегин и Билге каганы и их прямой потомок, позже в 12-ом веке н.э. восстановивший в прежних границах государство Манги ел (Монгол) Великикий Темир Чынгыс хан, при котором главным бием был 2-й Майкы би Манулы.
Кайрат
Kai_63@mail.ru
17-10-16 12:25
Уйсуны не появились вдруг, а произошли от их прямых предков -Саков (Скифов) занимавших огромные просторы Евразийских степей, также как их прямые потомки в основном жили в войлочных юртах, ели конину и пили кумыс!!!

От жившего во 2-ом веке до н.э. легендарного Уйсуна 1-го Майкы бия Тобейулы родились два сына Бактияр (общеусунский предок Улы (правильный перевод-Великого) жуза казахов) и Байтерек (предок племени Канлы), от Бактияра Елсау (Ашина) күн би, от Елсау было два сына Нулы и Дулы. От старшего Нулы (Нулы руы-Нируны или Нулы би- Нушиби) происходят: Уйсуны Абак (Сары-Уйсун, Шапырашты, Ысты, Ошакты, Албан, Суан, Дулат, Сиргели) и Уйсуны Тарак (Жалайыры (12 ата Жалайыр), Шанышкылы, Катаган, Барлас, Кият), а потомки Дулы (Дуло, Дулу) -второго сына Елсау күн би) в основном ушли на запад, лишь малая часть осталась и влилась позже в племя Дулат.

Гун или Хун скорее происходит от имени или титула КҮН бий, т.е. СОЛНЦЕПОДОБНЫЕ правители, так называли господствовавших в Евразийских степях потомков выкормленного волчицей мальчика Уйсун Елсау-күн бия, так же его потомки назывались Борiжиенами (родственники волков по материнской линии или потомки волчицы) от которых в 6-ом веке н.э. произошли основатели Великого Тюркского каганата -государства "Манги ел" Бумын и Естеми каганы, Культегин и Билге каганы и их прямой потомок, позже в 12-ом веке н.э. восстановивший в прежних границах государство Манги ел (Монгол) Великикий Темир Чынгыс хан при котором главным бием был 2-й Майкы би Манулы.
Кайрат
Kai_63@mail.ru
15-10-16 23:19
Уйсуни (кит. 烏孫 Wu-sun)— кочевое племя тюркского происхождения. Прямые потомки тюркоязычных саков-тиграхауда обитавших в древности на территории современных Восточного т Юго-Восточного Казахстана, Синьцзяна, Кыргызстана говорили на древнетюркском языке, Уйсуни как и их предки продолжали борьбу с ираноязычной Персией, всегда был Туран и их враги Иран. Об Уйсунях писал китайский историк Сыма Цянь.
Этноним Уйсун (собственно, это и было самоназванием этого народа, передаваемое китайцами как Wu-sun т.е. 'потомки ворона') можно сближать с другими этнонимами кочевых и оседлых тюркоязычных племён. Мальчик выкормленный волчицей, которому вороны носили мясо, что непосредственно наблюдали хан гуннов Моде и китайский посол, был из племени уйсун, сын Бахтияра и внук легендарного Тобейулы Майкы бия-Елсау (Ашина). Моде воспитал мальчика, женил на своей дочери и вернул его править Уйсунами, которые присвоили ему титул кунби т.е. солцеподобный правитель. Выходцы племени Уйсун, основатели Великого Тюркского каганата Бумын и Естеми каганы, прямые потомки Елсау (Ашина) кунби.
Казахстанский китаист и тюрколог Ю. А. Зуева и др. доказывают, что говорили уйсуни, как гунны и кангюи, на древнетюркском языке .


Столица Уйсун находилась на реке Или, позже на берегу Иссык-Куля (современное село Кызыл-Суу). Государство Уйсуней делилось на три части: восточную, западную, центральную. Общество Уйсуней достигло уровня государственности. Источники упоминают город Уйсунь. Уйсуни в основном разводили овец и лошадей, летом жили в войлочных юртах, зимой жили в постоянных жилищах, построенных из сырцового кирпича и камня.
Некоторые хотят внушить (с какой целью?), что Уйсуны позднее были завоёваны и ассимилированы тюрками. Нет никаких оснований и доказательств, как это просто ассимилировали, уже до нашей эры, огромное по тем временам, почти миллионное племя !?
В 170-х годах до н. э. вождь гуннов Модэ разбил Уйсун и присоединил Восточный Туркестан к своему государству. Уйсуни были вынуждены признать власть Модэ кагана. Гунны убили правителя Уйсун, но Модэ каган вырастил, воспитал и вернул править Уйсунами его малолетнего сына Елсау, после того как своими глазами наблюдал как его, маленького мальчика оставшегося без поддержки и родных, кормила голубая волчица.
В письме 176 г. до н. э. Модэ извещал ханьского императора:
«Благодаря милостям Неба и тому, что командиры и солдаты были на высоте, а лошади в силе, мы смогли уничтожить юэчжи, которые были перебиты или сдались. Были усмирены также племена лоуфань, усунь, хуцзе и двадцать шесть соседних с ними владений, и все они подчинились Сюнну . Так все народы, натягивающие луки со стрелами, оказались объединенными в одну семью». Вероятнее всего здесь Сюнну искаженное китайское- Уйсун т.к. Гунны как и Тюрки в основном образованы выходцами из Уйсунских племен
Кайрат
Kai_63@mail.ru
15-10-16 22:46
Современные Уйсуни, Канлы и др. ПРЯМЫЕ потомки тех УЙСУН и ВСЕГДА были Уйсунами!!!

Саки (скифы), савроматы, аланы, гунны, авары, уйсуны, канлы, тюрки, тюргеши, карлуки, кыпчаки (половцы), манги ел (монголы) и другие, это разные названия, в разное время объединений ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ племен, занимавших ЕврАзийские степи - ПРЯМЫХ предков современных казахов и др. тюркских народов!!!

Ираноязычных или индоиранских племен на территории ЕврАзии НИКОГДА не было. ВСЕГДА был тюркоязычный ТУРАН!!! Были братья Ар и Гун от которых произошли т.н. Арии и Гунны которые в свою очередь происходят от Уйсуна, а Уйсун от тюркоязычных Саков(Скифов)

Потомки безродных крепостных пытаются всячески извратить, исказить явное, внушить нам, казахам и др., что мы живем не на земле своих предков...
Арс
Аманча
30-05-16 19:42
У туркмен есть имя Гарлы
Арсен
ars_uisun@mail.ru
11-09-15 20:50
Уважаемые участники форума. Очень приятно, что есть возможность читать об уйсунах. Нам с детства отец внушал и говорил. , что мы уйму. Чтобы мы помнили и знали, а самое главное передали потомкам. Сложно остаться тем кем ты есть в условиях когда отсутствует информация о твоих корнях. Мои предки перекочевали с Кубани в Турцию, а мы остались . Остались всего несколько семей. Когда пришел итернет ябыл не скончаемо рад тому, что есть еще те кто называет себя уйсун. Благодарите возможность, что у вас есть возможность знать о сородичах. Если вдруг будет организована встреча представителей нашего племени, пожалуйста сообщитк буду очень рад. Салам всем с Кубани
UISUN-HPT-KA3AK
s_baltabai@mail.ru
15-01-15 08:29
- АРМЫСЫН, бауырлар, карындастар!
Уй сун - по китайски - "потомки черных", т.е. "Северных" кочевников, жили когда-то в центре нынешнего Китая. Постепенно были вытеснены этой "саранчой".
Кызыл Курт - не "красные черви" и не "красные волки", не смешите русофилов. "Кызыл" - значит, юг, южный, т.е. Южные потомки волков. Кызыл Орда - Южная Ставка.
Баш Курт - Главные среди потомков Волков. Куртка - Волчица.
(Кощей бессмертный - Кош, Кошщи, Кочевники ненавистные. Сарай - дворец, а не свинарник. Собака - Ис Бак, Из Бак, следопыт - С Ъ Бак, СоБак. Это, просто, к слову.)
"Кок" - синий - это Восток, восточный. Небо, кок соккыр немелер. Сары - желтый - середина, центр.
"Ак" - белый, западный. (Ак мола - западный курган Гуннов.) ак"Куба Кыпшак" - западные кыпшаки. Кара Кыпшак Кобыланды - Северный кыпшак Батыр.
Карга тамырлы казак - значит, Вечные как Вороны. Живущие везде, как Вороны. Предки-вороны, я вас умоляю... Кто про таких Казаков слышал, отзовись пажалста!
Волк, в пещере взрастивший безрукого, безногого, брошенного в степи мальчика - это Казакская поэзия (которая при переводе на "великий, могучий" теряет ВСЁ):
Без ног - "Аягым жетпей калды" - остался без средств передвижения, не смогу приехать. Руки отросли - "Колым узарды" - дети подросли, помощниками стали.
Рука - "Кол" - Войско. Народ в бесконечных войнах потерял все. Воинов Мужчин, охотников, взрослых женщин, табуны коней, отары овец, сожжены войлочные юрты... Как жить? Люди высматривали стаи ворон над тушами добычи волков, кормились этим мясом, селились и прятались в пещерах (не на деревьях же) и выжили. И сложили легенды про то, как они восстали из пепла, про Ворон и Волков. Кто КАЗАК в душе, тот это понимает без всяких наукообразных трудов.
К сожалению, таких казаков осталось меньшинство. Что поделаешь...
Аманча
Amancha59@mail.ru
09-01-15 14:00
Кызылкурт у адайцев переводится не как красный червь , а как красный степной волк - корсак (кортсак) . Вообще этот корсак на мой взгляд нечто среднее между лисой и шакалом .

Ваш перевод " Карга Тамырлы Казак" (Казахи , у которых предок ворон) больше переводится - ЖИВУЧИЙ, КАК ВОРОН ,потому что тамыр это не только корень , но тамыр еще и кровеносный сосуд !

Карлыкты Аргын может еще иметь третий перевод (гарлыкты-красивый),(гарный у украинцев) - Видные Красивые Аргыны.
Сакен Турганалиев
saken2005@mail.ru
09-01-15 06:48
Через своих предков мы причастны к человеческому древу, а через Родину связаны с землей. Каждый человек несет в себе свою Родину и память о своих предков - это неизменная часть любого из нас. Моя Родина, носящая священное имя Казахстан. Для казаха нет ничего дороже, чем его родные степи. Уже с древнейших времен наш народ занимался кочевым скотоводством. Кочевой образ жизни - единственно возможная модель выживания человека в суровом степном краю. Исторически сложившийся кочевой образ жизни объединил на просторах Казахстана группы племен, имеющих разное происхождение, но связанные общностью судеб. А их общие культурные устои родились из длительного соседства и общения. Любой жизненный уклад является результатом многолетнего и успешного приспособления людей к определенной среде жизни. В суровых степных условиях человек не может выжить в одиночку. Уверенность в благополучии становится возможной только в окружении семьи, рода, племени. В кочевом казахском обществе мы видим сложную сеть взаимосвязанных человеческих отношений. Все усилия направлены на поддержание и укрепление этой сети, а не на личный успех. В ходе постоянных странствий по степи скотоводы общались с сородичами и с представителями других родов. Естественно, это требовало такой формы организации общества, которая позволяла избегать возможных конфликтов и способствовала созданию гибких взаимоотношений. Прообразом общества кочевников стала семья, ведь семья - весьма гибкое понятие, она увеличивается по мере того, как начинаешь прослеживать свое происхождение от общих предков. Появилась система в которой родовые принципы служили как основой политической власти, так и модель экономической организации. В казахском традиционном обществе каждая единица, начиная от отдельного человека и заканчивая самой крупной - жузом, занимала соответствующее место, определяемое по старшинству. Старшинство между родами и жузами определялось по прямой линии самый последний род Старшего жуза имел преимущество перед самым старшим родом Среднего жуза и т.д. Порядок старшинства определялся при разделе добычи, в обряде рассаживания, при открытии торжества, во время трапезы. Такая система общества нашла отражение в культуре казахов. Наряду со словесной передачей истории важное место занимали родовые знаки, простые по очертаниям и легко запоминающиеся. Танба, Тамга, Тагма - это варианты тюркского термина, обозначающего любой графический знак. На карте Центральной Азии немало географических названий со словом Тамга или Тамгалы в основе. Ещё одно значение слова ТАМГА - это родовой знак, клеймо, тавро, печать. Практически у всех кочевников Центральной Азии существовали племенные, родовые, общинные знаки, которые применяли с древних времен, главным образом как знаки собственности. Этими знаками таврили животных, оружие, предметы обихода. По тюркским преданиям легендарный Огуз хан - отец всех тюрок - распределил между ними имена родов, тамги, ураны и прочие символы. Родовые знаки кочевников сложились в стройную систему, которая чутко реагировала на изменения в родоплеменной структуре вызванные ростом, слиянием и разделением семей. Это отражалась в появлении дополнительных знаков и в видоизменениях существующих. Различного рода добавления к старым тамгам или появление вариантов их начертания отражали усложнение родовой структуры. Казахские тамги - свидетели, как древних, так и относительно недавних внутренних родовых связей казахского народа, его сложных взаимоотношений с соседними племенами и государствами. Тамга дает ключ к познанию общей истории казахского народа. А знание истории народа, его родовой и социальной структуры убеждает в его единстве, достигнутом благодаря поразительно тесному переплетению и связи его родов. Тамги являют наглядный образ этого единства. Стоит только взглянуть на наши знаки, собранные вместе, как мы ясно начинаем осознавать, что наш общий дом состоит из 6 канатов - кереге, 92 уыков - родов и одного шанырака. Знаки и их наименования сохраняли древнейшие слои этногенеза народа.
Род БОТПАЙ, входящий в большое родоплеменное объединение ДУЛАТ, имеет единую тамгу с вариантами. Эти тамги пролизводные от общей тамги дулатов. Имя Ботпавй встречается в труде Византийского историка Никифора. В нем повествуется о разделении Болгарской орды во времена императора Константина 4, т.е. в 7 веке, между 5 сыновьями князя Куврата. Первая орда под предводительством старшего сына Ботпая осталась на своих землях у берегов Азовского моря и на реке Кубань. Материалы по тамгам показывают, как идентичные тамги постепенно проникают на север, запад Казахстана и через поволжские степи достигают Северного Кавказа, Приазовья, Причерноморья. Казахская традиция связывает происхождение тамг и кранов с именем Тауке хана. В его знаменитом своде говорится: «казахские племена, роды и поколения должны иметь собственную тамгу». Казахские родословных возводят родоначальников-предков всех подразделений казахского народа к легендарным отцам-основателям, жившим в Казахстане. Собственно, в этом была одна из задач создания родословных, чтобы обосновать незыблемость прав на владение водопоями, пастбищами. Однако народная традиция сохранила упоминания о животных-прародителях-тотемах. Так, хорошо известны предания тюрков о роли волка в происхождении тюрков и уйсуней, причем в легендах о происхождении усуней, кроме волка, значительная роль отводится и ворону. Отсюда, вероятно, берет начало поэтическая традиция определять народ казахов как «КАРГА ТАМЫРЛЫ КАЗАК» (казахи, имеющие предком ворона). Так среди Найманов мы встречаем роды МАТАЙ и САДЫР с тамгой и ураном «БОРИ». Есть среди Найманов также род «БОРА»(верблюд-самец),. Среди Кипчаков есть род «КАРАБАЛЫК» и «ТОРЫ АЙГЫР»(гнедой жребец). В роду Уаки зафиксированы «ШУБГАР АЙГЫР»(пегий жребец). В Младшем жузе есть род «КЫЗЫЛКУРТ»(красный червь). Род Адай имеет главную тамгу в виде птичьей лапки, хотя трактуется как стрела. Любопытно, что некоторые народные объяснения происхождения названий родов и племен пытаются соответствовать новым реалиям. Так, тамга рода Ошакты названа «ТУМАР»(оберег треугольной формы), хотя и нет никакой вроде бы связи между названием и очертанием знака. Оказывается, треугольник обозначает забытую казахами архаическую форму очага - отсюда Ошакты. Несущий каркас системы казахских тамг довольно прост, и поэтому легко прочитываются взаимосвязи родов, входящих в казахский народ. Так, в Старшем жузе преобладает тамги с кругом, в Среднем жузе: картина черточек и разного рода и углов также встречаются тамги с кругами. В Младшем жузе мы наблюдаем самое большое разнообразие тамг, которое свидетельствует об сложном родоплеменном составе. С глубокой древности одним из значений круга является солнце и др. планеты. Этот знак обозначал небо, круг вечного движения, очаг как символ дома. Словом, все простые знаки всегда имеют по нескольку смыслов, а значение этих знаков зависело от контекста их применения. Весьма плодотворным может оказатся сопоставление тамг двух крупнейших родов Старшего жуза - Дулатов и Уйсуней. Тамга Дулатов - круг, а тамга Уйсуней - три волнистые линии, текущая вода. Не следует ли видеть в этом древнейшее разделение разделение общества на две группы, внутри которой были запрещены браки, одна из которых - небесная - обозначена солнцем, а другая, обозначена водой, имеет знаком тюркский образ Земли - Ер-Сув. Значение квадрата также не вызывает особых сомнений. Древний символ четырехугольной земли кажется определяющим в этом знаке. Но народная традиция часто действует по известной формуле не называть или не упоминать всуе священные символы. Так, вместо слова КУН при упоминании своей тамги Дулаты говорят - ДОНГЕЛЕК(круг), хотя поэтическая традиция , употребляющая высокий стиль, знает выражение КУН ТАМБАЛЫ ДУЛАТ. Также распространен во всем мире знак вертикальной черты. Этот очень старый по происхождению знак в древневосточной и средневековой культуре символизировал мировое дерево. Тема мирового дерева, известная с степной культуре с эпохи бронзы, была универсальным знаком древности. Он символизирует вертикальную структуру мира. Кроме этого вертикальный столб был символом плодородия. Роль универсального символа в казахской материальной культуре исполнял шест или подпорка - БАГАНА, один из ключевых элементов юрты. Суровая необходимость защищать свои стада делала номадов народом-воином. Поэтому знак черты прочитывался ещё как копьё. Даже трактовка этого знака как посоха пастуха не снижает его сакрального смысла. Вспомним, что пастуший посох и бич были символами власти в древности вплоть до египетских фараонов. Поэтому рядом с вертикальной чертой присутствует S-образный знак, большинство казахов называемый «шылбыр» - повод лошади. Такие знаки есть у КАНЛЫ и ЫСТЫ - в Старшем жузе, а также иногда встречаются в Среднем и Младших жузах. Канлы называют прямую наклонную черту «Косеу»(кочерга). Не отвечает ли это связи с очагом, костром, ведь Ысты являются родственниками Ошакты. Смысл тамги аргынов ещё не раскрыт. Они называют его «коз» - глаз, однако не вызывает сомнений связь Аргынов со Старшим Жузом, не случайно Аргыны называют себя «Карлыкты аргын», что означает, вероятнее всего, «аргыны связанные с карлуками» или « аргыны со снежных гор». Подразделение Среднего жуза Кереи в качествеглавных знаков имеет прямой и косой кресты. Название тамги - Ашамай(седло верблюда). Это распространенное название тамги, встречающейся в Младшем жузе. Есть надежные письменные данные о том, что в начале 11 века Кераиты(Кереи) приняли христианство, а в 12 вв. его приняли и Найманы. Крест - знак пресвитера Ионна- Кереи наносили себе на лоб. Кипчаки могущественное в средние века племя, вошедшее в состав Среднего жуза. Их тамга - это две вертикальные палочки, их называют»КОС АЛИП». Смысл тамги - древнее сокральное значение. Однообразны тамги Коныратов в виде буквы «П», и называется «Босага» - «дверь юрты». У Найманов - большого родоплеменного подразделения Старшего жуза - богатая событиями жизнь отразилась в обилии родовых знаков.Зафиксировано свыше 20 вариантов и модификаций. Многие Найманы считают главной тамгой V. Наряду с этой тамгой у найманов есть ещё и «Ергенек». Начиная с 50-х гг. 13 века на территории Казахстана появляется символ «Таоак» (гребенка). Гребенка - символ конюшего. Роль его была очень велика. Символ Тарак был достоин стать тамгой для родов Жалаир, Таракты, Табын. Такие роды назывались НОКТА АГАСЫ, то есть старшие по части выводить ханских коней и, соответственно, старшие по положению в жузе вслед за чингизидами и старшими родами. Эти рода были близки к роду Торе. В Младшем жузе есть род под названием Жагалбайлы с тамгой, имеющей варианты «Т». Сами жагалбайлинцы называют ее «БАЛГА, АЙБАЛТА, БАГАНА», смысл названия рода обозначает как «имеющий кобчик». Слово «Загалмай» с глубокой древности было известно многим тюркоязычным народам. Это еще один пример тотемной птицы. Шомекей и Каракесек - это подразделения рода Алим Улы, Младшего жуза. Смысл тамги этих родов до сих пор неясен. Ученые считают, что это как то связано с «колесницами».
Реалии, которые брались за основу родовых знаков, являлись собой значимые для жизни вещи. Напаример: небесные светила(у Шапрашты-луна, у Албанов-солнце), явления природы(У КАНЛЫ - молния), оружие, символ власти, предметы обихода и т.д. Не случайно эти знаки не только внесли свою организующую роль, но и становились объектами возвышенной поэтической символизации.
Мадина
tuliuova.madina@mail.ru
13-07-14 21:10
уйсун -дулат
всем привет
с матери манас

Ерлан.
24-06-14 15:29
Майкы би выхоец из рода табын.
Малик
Amalik1955@mail.ru
18-06-14 23:40
У Уйсуна (Тобе-бий при Шынгысхане), было 4 сына: Койылдыр , Когам , Мукреил и Майкы. В мировую историю вошли Майкы и Мукреил. Майкы как Майкы-би (тугель создин туби бир , туб-атасы Майкы-би !!!). Да-да , это тот- самый, великий создатель казахского языка ,соратник Шынгызхана ! Мукреил вошел в Историю под именем Мухали- го ван , покоритель Китая,второй после Шынгызхана , человек Империи Золотая Орда !!! Но...в истории казахов, он последний носитель имени Жалаир. Чести носить имя своих предков он заслужил после слов Шынгызхана:"...Ардакты жалайыр - Мукылайым !" А теперь, размышляем...Мукреил - жалаир. Его великий братишка Майкы-би...тоже жалаир и отец , уйсун Тобе би жалаир !!! и дед Кейки би и ...так до первого предка Жалаира, который никогда не вырывал гривы у лошадей ! Он первый из всех хомо-сапиенс,приучивших первых диких лошадей, увидел в них не только мясо , молоко и т.п. он оценил их красоту и стал расчесывать их гривы (жал айырды)!!! Отсюда и герб жалаиров - Тарак (расческа)!!! Поэтому потомки Майкы би предоставляют первое слово и место торде жалаирам , потомкам старшего брата Майкы , Мукреила. Всего 800 лет разделяют нас от того времени ,когда наши великие предки , родные братья, прославили свои имена. Настало время понять, что мы с вами, тоже .....братья !!!
Bau8
31-12-13 14:02
Уйсуны потомки уйсунов древности. Просто так назваться каким хочешь или вовсе чужим именем в Великой степи было невозможно - призвали бы к ответу так, что мало не показалось бы - за свое имя надо было отвечать, и не только славу рода нести на себе, но всю его историю -с кем когда воевали, кого прессовали, с кем роднились, какую землю называли исконно своей и т.д. Уйсуны это "сюнну" китайских летописей, т.е. гунны.
madiko25
makenza@list.ru
25-12-13 18:52
Саламалейкум Сарыуйсуны,вы никогда не задумывались ли почему нас так мало?
Нургали 65
24-12-13 14:31
Айганым все нормальные казахи так делают не только уйсуны.
айганым
ms.nura21.07.07@mail.ru
01-12-13 12:44
почему уйсуны не могут брать в брак со своего рода

Дилшод
erumen@mail.ru
15-11-13 16:09
Я сарыуйсун что видно и слышно, да да СЛЫШНО потому что УЙСУНЫ не ИРАНцы какие - то там или ещё хуже таджики МЫ ТЮРКИ 10 стрел из рода Ашины, Асян-Шада (Уйсун - шада) Вот Так!
Казманбет
kazmanbiet@mail.ru
26-03-13 20:22
я с дагестана ногаец тоже уйсун
Бек
111
24-03-13 14:57
Скорее прямую. Потому что никто в степи не может взять вот так запросто чужое имя. Все соседние племена и роды будут говорить ты не уйсун, а такойто. Да и \"қанын ешкім сатпайды\".
Кайрат.
21-03-13 05:11
Дешт Кипчак(Большой Кипчак)-Срана Кипчаков-Степь Кипчаков.
Большой Кипчак(Улы Кипчак).
Улы Кипчак(великий кипчак)именнем Кипчак называлось вся великая степь.
Кайрат.
21-03-13 04:59
Ұлы жуз переводиться как Старший сотник.
Кайрат.
20-03-13 05:49
Уйсуны потомки Кыпсаков из роду Курсак( Бори Сак).
Бори Сакский род Уйсун.
Кайрат.
20-03-13 05:39
Род Дулат потомок Кыпсаков из рода Дулло.
Род Дулло потомок Аттилы из кыпсакского рода Курсак (Бори Сак).
Аттила из рода Курсак(Бори Сак) потомок Мади он же Мадиар Кыпсак из роду Бори-Карсак.
Тамга рода Кыпсаков Дулло I Y I .
нургали 65
14-03-13 17:10
Зачем врать самому себе,ведь Ұлы жуз переводиться как Великий жуз,но можно говорить и как Старший жуз.С образованием единого народа казахи всех жузов имеют одинаковый статус,а сейчас Төре и Қожа «белой костью» только называются.Имевшие право на старшинство во всей империи,Жалайыры, сохранили его лишь в пределах Ұлы жуза и название это как дань истории, потому что просто так на огромных степных пространствах Евразии никого великими не называли.
Это величие Старшего жуза скорее всего связано со временами Чингисхана и Тамерлана когда племена входящие в него/но не только/,были правящим и привелигированным слоем в империях, да и сами эти великие полководцы происходят из племен исторически близкородственных им .Если заглянуть дальше в глубь истории то среди правителей Гуннов,Тюркских каганатов,Болгарского ханства опять упоминаются представители Уйсунов.Когда Шейбаниды со своими кочевыми узбеками /кипчаки в основном/ захватывают Маверанахр,то большинство племен подвластных Тимуридам откочевывают в родной Моголистан или с Бабуром в Индию,где создают государство которое просуществовало до английского колонизаторства и называлось оно никак не иначе как империей Великих моголов,про связь с Ұлы жузом доказывать излишне.
Возникает вопрос как среди массы племен относящихся так или иначе к древним Уйсунам,а не только сарыуйсуны/оставшиеся с древним названием/ оказались Канглы:во-первых они такие же древние,можно сказать,ровесники Уйсунов и их государство упоминается в истории в 3 веке до нашей эры,во-вторых Канглы под разными своими названиями были основой войск и правителями империи Хорезмшахов,ядром государства Турков-Сельджуков,основателями Османской империи.Один из турецких каналов ориентированный на тюркские государства называется «Canli»,туристам прибывающим туда из средней Азии и Казахстана часто показывают средневековые фрески и рисунки,на которых первые турецкие султаны в отличии от поздних выглядят как азиаты-тураноиды Скорее всего от древних Уйсунов и Канглы происходят и большинство племен других жузов , просто являются их младшими ветвями.Кереи,например, все время находились рядом с Моголистаном,гаплогруппа схожая,в Среднем жузе старшие,а Берши и Кипчаки сродни Канглам и так далее,т.е.казах казаху по-любому не только родственник,но и брат.
Но по иронии это величие моголов/монголов ВХ/ и погубило,оставив лишь название Ұлы жуза-осколка былого величия. Чагатаиды,Угедеиды со временем в своих улусах становились слабыми правителями и даже Джучиды сменившие их в Ұлы жузе,Тимуриды в Маверанахре быстро превращались в марионеток.Причина в том,что они находились в основном в окружении родственных племен,в котором старшинство их племени /кият, мангыт/ было как у дулатов или катаганов/т.е младшие / и качествами своих предков они не обладали,которым сперва приходилось жестоко «причесать» своих,пользуясь помощью со стороны.Вследствии чего их владения становились легкой добычей соседей: богатые города Маверанахра отобрали кочевые узбеки,восточный Туркестан ойраты,да и вхождение в состав казахского ханства был непростым от вассальной зависимости казахских султанов от моголов,войны между ними и наконец добровольным объединением братских племен в один народ.Напротив в Среднем и Младшем жузе Төре имели крепкую власть одной из причин которого,наверное,их равноудаленность от всех племен/варяги/ и они сейчас единственно сохранившиеся Чингисиды,хотя дулатские Ботбаи утверждают,что потомки Чагатая и Угедея влились в их состав опасаясь Джучидов,если учесть нахождение среди дулатов кураласов и оймаутов времен Чингисхана,киятов среди шанышклы/катаган/, то это может и быть.Но самый жестокий удар Старшему жузу нанесли джунгары,если сравнить что во времена Тауке хана в общеказахское войско Он давал 5 туменов,то Аблай хану который хотя и поздно,но все-таки пришел на помощ/может из-за того вырос у Толе-бия/ смог дать для преследования джунгар всего около 5 тысяч воинов.Далее Средний и Младший жуз познали « горячее объятие Медведя» в которую сами и попросились,а Старший уже не способный вести какую-нибудь крупную войну оказался в унизительной зависимости от Ферганских кипчаков,которые/кипчаки в широком смысле слова/ получается через мамлюков Бейбарса,кочевых узбеков захвативших Маверанахр,Кокандское ханство сполна вернули исторические долги.
Величие Ұлы жуза еще и в том ,что когда те же кипчаки бежали к ним от генацида в Коканде, где они лишились власти/только за одну ночь в ферганской долине минги, ходжи,сарты вырезали 20 тысяч кипчаков/ вместо того ,чтобы добить вчерашних угнетателей их женщин и имущество поделить как предлагали некоторые горячие головы,наоборот их укрывали,а такие правители как Батырбек-датха выделяли им и не желающим жить под русским гнетом кереям,найманам,аргынам,тама и др.земли и пастбища, будучи подвластным Коканду. Если к их потомкам прибавить оралманов,то сейчас на юго-востоке страны казахское население представлено всеми родами и племенами всех жузов,у меня большая часть родных,двою-троюродных братьев женаты на девушках из других жузов из них большая часть местные, тоже надо сделать по всему Казахстану,что сейчас и происходит.
Да, глава государства тоже происходит из Ұлы жуза и если бы не его мудрая политика и перенос столицы в Арку ,земли Среднего жуза могли быть потерены еще на заре независимости,а ведь находятся те которые обвиняют его в трайбализме,если бы он таковым был,то он против Кунаева не пошел бы,первым в космос полетел бы Мусабаев ,а не Аубакиров.Подитоживая хочу сказать,что не ставил цели кого-то возвеличить,так как великие исторические личности и политики,военачальники и деятели культуры и исскуства были во всех частях казахского народа,просто надоели эти змеиные шипения в сторону юга.Есть характеристики трех жузов,которые давали им в прошлом,но если оставить эти знамена и посохи,камчу и каламы,мечи и копья для прошлого и одним словом характеризовать их для настоящего,то простите меня за наглость,что много на себя беру , но я скажу так: За Старшим жузом - мудрость,за Средним жузом- знание,за Младшим жузом –исскуство.

Ергали
14-02-13 20:30
сыном а не сыно (sorryyy если есть ошибки)

Ергали
14-02-13 20:23
Я отношусь к роду Капал по Казахским манерам Я могу сказать, что Я сын Капала. Поскольку Капал является моим предком и родоначаньником. Но фактически Капал жил 15-ом веке а Я 21-ом и Я являюсть непосредственно сыно своего отца.
Так же говорят, что Капал сын Жарныса поскольку Жаныс является его предком и родоначальником, который жил в 9-ом веке.
Так же и с Жанысом сын (потомок) Дулата жившего в эпоху Тюрков.
А Дулат сын потомок Уйсуна который жил в Сакской эпохе.
Здесь возникает вопрос почему такой промежуток меж отцом (предком) и сыном. А потому что люди упростили задчу и не стали называть всех обитавших хи проедков за токой долги промежуток времени. Представти себе если Я начну называть поименна всех свойх дедов начиная от Уйсуна жившего во 2 веке нашей эры). И это только по отцовской линии.
От этого следует понимать что Уйсун предок Дулата а Дулат предок Жаныса а Жаныс педком Капала а Капал является моим предком и являюсь потомком Уйсуна и являюсь Казахом по нации.
И давай те рассуждать здраво и не переиначевать Историю.

"***&@leksy&***"
K_Alexa_2000@mail.ru
02-05-12 17:18
Кто знает на каком языке говорили племена уйсунов. Кто мне ответит буду очень блогодарна=)
Акмира
arimka.sitenova
29-01-12 15:24
я сары уйсун. хочу подробнее узнать
Гульжан
gulzhan__90@mail.ru
09-11-11 01:49
Кто знает что нибудь о продолжений потомков Майкы?
Сары Уйсун
1234_kazakh@mail.ru
19-08-11 18:15
Интересная тема у вас)
Адиль Бай
05-04-11 01:49
Мой ру Уйсун! Я к Уйсунам отношусь?

Ерлан.
15-03-11 13:02
Род уйсун название китайское сун.
А правильно казахский род узын кыпшак.
мангаз
@mail.ru
12-02-11 17:27
Казахский род уйсун имеет связь с древними уйсунами весьма условное. Видимио этноним сохранился и передавался с поколения в поколения. Безусловно какой то связь есть. По поводу шежире. Попробуйте посчитать. От вашего отца где-то 15-17 поколении уже дойдете до Байдибека, а там уже рукой подать до Адам Ата и Хауа Ана.Если через каждые 25 лет / в среднем/ появляется новое поколение, то от современности до до Байдибека уйдет всего максимум 500 лет.. А как быть уйсунами, которые упоминчается в 1-3 веках, не говоря о саках, гуннах.. Тоже самое с любым казахским родом.Наример, найманы,керейты, жалайры при Чингисхана и ныненшние роды. Ведь не может же быть во всей этой степи жили только трое наших предков, предки каждого жуза. Или во всем Семиречье жили несколько уйсунов: албан, суан , дулат, ысты, сары уйсун и. т.п. Поэтому к шежире нельзя относиться как исторический материал. Его нижняя часть интересна как генеология того или иного фамилии. А верхняя....?,
злодей
19-01-11 18:32
чтобы вести беседы на такие темы нужно выучить древние языки древнекитайский хотя бы потом годами сидеть в архивах мировых библиотек а так это все пустословие
ДАНИЯР
jdd89@mail.ru
16-01-11 23:49
по книге шежире написана так, у Байдибека были 3 жены и самую старшую жену звали Сарыбайбише мы от нее происходим мы не относимся там каким то тюркам, монголам и т.д. Мы казахи и точка.
Асет
asset59@mail.ru
20-05-10 07:10
Кто знает про род Бактияр проживающий в районе Жанакоргана?
Aidy
miss_aidy@mail.ru
18-05-10 16:51
1. Населяли современные территории Жетысу и Южного – Казахстанской областей. Столица город Кызыл- Алгар ( Красная долина, Чигу). Захоронения вытянуты в длину. Диаметр курганов от 6 до 20м. и высотой 1 м. Захоронение относиться к 3-2 вв. до н.э. Это могильные курганы Капчагая, Утегена, Кызыллеспе, Кызыл аузы, Кызыл кайнара. Во вторую группу захоронения входят курганы с 1 до н.э. до 1в н.э. Это курганы Тайгака, Алтыннэмеля, Талгара, Актаса.
К третьей группе относятся захоронения 2- 3 вв. Курганы Шолакжиде и Калкамана. Главная основа хозяйствования – скотоводство. Уйсуны занимались и земледелием. В 1в уйсуны переходят к оседлому образу жизни. В 3 – 5 вв. стали заниматься огородничеством и полеводством. Предводителя родов называют гуньмо ( великий, бек). С появлением частной собственности развивается неравенство, захват знатью в личную собственность лучших земель. Уйсуны имели тесные взаимосвязи с Китаем, среднеазиатскими нардами гуннами, канлы, уйгурами, енисейскими киргизами, с народами Поволжья. По представлениям вновь. Вместе с умершими клали все предметы, которые он пользовался до смерти.

Haan
22-03-10 02:34
Может кто-то знает больше на эту тему?
Маргулан Ерлану
18-12-09 13:26
Из родословных данных следует, что казахский народ образуется из 3-х великих объединений: Байшора, Жаншора, Карашора (по другим данным Акарыс, Бекарыс, Жанарыс).
Байдибек – старший сын Карашы, который считается сыном Аксакала, последний – сыном Уйсуна, который, в свою очередь, является сыном Бактияра, а тот происходит от Майкы (у него было много потомков), а тот – от Байшоры.
От старшей жены Байдибека, Сары, родился Сарыуйсун, от второй жены Зерип – Жалманбет, его сыновьями были Шапырашты, Ошакты, Ысты.
Самая крупная ветвь династии Байдибека – потомство младшей жены Нурилы, известной в этих краях под именем «Домалак ене» (по другим источникам она известна и как Бибимария или Бибиажар). От единственного ее сына Жарыкшака происходят дети Албан, Суан, Дулат.

марат
09-11-09 06:05
древние усуни -это ираноязычные племена.а нынешние уйсыны-тюркизированное монгольское племя которые пришли в составе войск Чингисхана как и дулаты.Здесь ассимилировались местными тюрками (карлуки?)
YW8A
Ерлан
28-09-09 22:15
Не сказал бы. Общее имя родов Среднего Жуза - Болат, Младшего - Алшын, а Старшего - Уйсун.
Потомками уйсунов могут быть (мое предположение) дулаты, суаны, албаны, сарыуйсуны, ысты. Этому есть доказательство не только похожих этнонимов (правильней усунь), но и общим местом обитания - Жетысу.
Ерлан
24-06-09 02:23
В старшем жузе существует род Сарыуйсун который действительно имеет отношение к древним уйсунам, А остальные рода находящиеся в старшем жузе никакого отношения к уисунам не имеют .



Ваш ответ
Ваше имя:
Обратите внимание, что этом форуме можно писать только по-русски. Для общения на казахском приглашаем в казахские форумы.
Также запрещены тексты, набранные ЗАГЛАВНЫМИ и latinicey.
Ваш e-mail:
Текст:
Код на картинке:

обновить код
 




© 2002—2017   | info@kazakh.ru   | Блог  | О проекте  | Реклама на сайте | Вакансии 
Группа Вконтакте Страница в Фейсбуке Микроблог в Твиттере Сообщество на Мейл.ру Канал пользователя kazakhru - YouTube